Возвращение к МТС

11500

Все новое – это хорошо забытое старое.

Возвращение к МТС

Именно это высказывание напомнил председатель президиума Национальной палаты "Атамекен" Тимур Кулибаев на недавней встрече с руководством комитета Агропромышленного комплекса (АПК). Глава палаты высказался в пользу воссоздания централизованной системы ремонта сельскохозяйственной техники.

Сегодня хлеборобы Казахстана работают на разношерстной технике различных марок и модификаций. Трактора, комбайны, жатки, бороны – все это рано или поздно требует ремонта. Но, к сожалению, не все дилеры сельхозтехники имеют на территории нашей страны пункты сервисного обслуживания и продажи запасных частей.

Это становится серьезной проблемой для сельчан в разгар посевных и уборочных работ. Нередко хлеборобам приходится неделями ждать ремонта и заказанных из-за рубежа запчастей.

"Сельхозтехника в Казахстане работает на честном слове"

Именно эти и другие вопросы стали темой обсуждения заседания, в котором приняли участие заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Нуржан Альтаев и председатель комитета по АПК Иван Сауэр.

Согласно информации комитета, сегодня казахстанские аграрии удовлетворяют свои потребности в технике за счет импорта и сборочного производства, налаженного в Казахстане. Ежегодно отечественные производители выпускают до 460 комбайнов, 1200 тракторов, 300 жаток и 200 сеялок, сажалок, рассадопосадочных машин и прочее. Казахстан производит сельхозтехники на 19,5 млрд тенге в год.

Однако в этой сфере немало серьезных проблем. По словам Нуржана Альтаева, в настоящее время свыше 80% техники, состоящей на вооружении аграриев, полностью выработали свой ресурс, 90% машин служат более 10 лет.  По данным Минсельхоза, "средний возраст" 70% зерноуборочных комбайнов и тракторов составляет 17-22 года. И это при том, что нормативный срок их эксплуатации – 8-10 лет, то есть на списание должны быть отправлены более 70% зерноуборочных комбайнов, около 80% тракторов, 75% жаток и 80% сеялок.

Существующая норма обновления парка сельхозтехники – в год не менее 20% от всего объема машин. Но в силу отсутствия оборотных средств показатель обновления в Казахстане составляет 1,5%. В НПП считают, что, несмотря на все реформы в сельском хозяйстве, это обстоятельство напрямую влияет на результаты урожайности.

И как здесь не вспомнить ставшее крылатым изречение экс-министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова: "Наша сельхозтехника работает исключительно на честном слове".

"Больной скорее мертв, чем жив"

"В стране практически прекратилось производство косилок и гусенично-тракторных тягачей. Фермеры зависимы от поставок импортной почвообрабатывающей техники, косилок всех типов, разбрасывателей удобрений. Преобладающую роль в поставках этих машин играют производители Германии, Китая и России", - констатировал Нуржан Альтаев.

По информации зампреда НПП, в 2015 году общий объем импорта зерноуборочных комбайнов составил 67,5 млн. долларов, тракторов – 57 млн. долларов. Объем поставок жаток и прочих машин и механизмов для обмолота и уборки урожая составил 49,1 млн. долларов.

"В отрасли наблюдается резкое снижение инвестиционных затрат по обновлению либо покупке новой техники. Во многом это объясняется девальвацией национальной валюты, которая привела к удорожанию ввозной продукции зарубежных машиностроительных компаний", - пояснил заместитель председателя НПП "Атамекен".

ЕАЭС здесь ни при чем

Отчего в Казахстане падает спрос на казахстанскую сельхозтехнику? Чтобы понять причины этого, НПП "Атамекен" провела большое совещание.

"Вхождение в ЕАЭС поставило нас в неконкурентные условия с сильными игроками рынка продукции сельхозмашиностроения – Белоруссией и Россией" – этот тезис стал самой популярной жалобой руководства казахстанских предприятий.

Вместе с тем компании-производители выработали ряд предложений. В частности, отечественные машиностроители указали на необходимость совершенствования мер государственной поддержки отрасли. По их мнению, стимулировать спрос на отечественную технику можно через инвестиционные субсидии для хлеборобов и субсидирование ставки вознаграждения для производителей.

Отечественные производители сельхозтехники просят "Атамекен" обратиться к правительству с тем, чтобы им изменили "куратора": вернули полномочия по определению приоритетов стратегического развития отрасли из министерства по инвестициям и развитию в Минсельхоз.

Еще один важный инструмент поддержки – продление льгот, получаемых в рамках таможенного режима "Свободный склад". Как можно видеть, по существу эти предложения не затрагивают главной проблемы – модернизации самих предприятий сельхозмашиностроения.

"Отечественное сельскохозяйственное машиностроение зиждется на создании морально устаревшей техники, спроектированной и запатентованной более 30 лет назад. А вхождение Казахстана в ЕАЭС только усилило эти процессы", - высказал свое мнение председатель Комитета по развитию АПК Иван Сауэр.

По его словам, техника для применения no-till и mini-till технологий, востребованных в условиях Казахстана, в пределах Таможенного союза не производится в необходимом количестве, а номенклатура скудна.

Между тем производственная мощность предприятий по сборке и производству сельхозтехники в Республике Казахстан в десятки раз превышает их фактическую загрузку. Компании-производители загружены от 1 до 30% от имеющихся мощностей.  

В целом промышленный потенциал регионов Казахстана представлен 120 машиностроительными предприятиями. Из них только 50 предприятий могут выпускать жатки, сеялки, почвообрабатывающие орудия (культиваторы, лущильники, плуги, бороны), а также орудия для заготовки кормов, машины для защиты растений (опрыскиватели, протравители семян) и другие сельскохозяйственные машины, оборудование и запасные части. Остальные 70 предприятий занимаются ремонтно-восстановительными работами и изготовлением запасных частей к сельскохозяйственной технике по заказам сельхозпроизводителей. Только 20 предприятий являются производителями конечной продукции.

"На чем посеешь, то и пожнешь"

По мнению Ивана Сауэра, импорт сельскохозяйственных машин, узлов, агрегатов и запасных частей к ним в настоящее время находится на достаточно высоком уровне по отношению к внутреннему производству. И речи не идет о каком-то уровне локализации даже в производстве запасных частей.

"На практике мелкие и средние сельхозпредприятия, которые имеют российскую и белорусскую технику, еще как-то выходят из ситуации в плане сервиса и ремонта. Запасные части можно найти оперативно, а вот с импортной техникой немного посложнее. Как правило, ее приобретали средние и крупные сельхозпредприятия. И теперь, чтобы вовремя ее обслуживать и в случае поломки ремонтировать, им приходится замораживать какую-то часть из своих оборотных средств (до 100 млн. тенге) в наборе запасных частей. Все это происходит из-за того, что должного сервиса по импортной технике нет, а нужных запасных частей дилеры не имеют в наличии. Ждать заказанные запчасти нужно до двух-трех недель. А сейчас наши затраты на содержание и обслуживание техники увеличились в три раза с учетом девальвации национальной валюты", - говорит Иван Сауэр.

По мнению экспертов-аграриев, чтобы как-то разрешить проблемы и с сервисом, и с обеспечением запасными частями, правильно было бы выработать четкий вектор в сельскохозяйственной технической политике: нужно определить, какой набор сельхозтехники нужен Казахстану с учетом природно-климатических условий возделывания агрокультур. Перечень этой техники должен основываться на возможностях двух-трех компаний-производителей, которые могут организовать сервис на должном уровне и оборудовать склад запасных частей в каждом районном центре аграрного региона.

Иван Сауэр отметил, что это должно стать непременным условием для производителей и поставщиков сельскохозяйственной техники – так организован рынок во всем мире.

"В Европе фермер ждет сервисного обслуживания и запасные части в течение нескольких часов. А в наших казахстанских реалиях на это уходят недели, и сельхозпроизводитель теряет драгоценное время", - отметил аграрий.

Очевидно, что отрасль сельскохозяйственного машиностроения нуждается в серьезной структурной перестройке с учетом сложившихся реалий рынка. К сожалению, за 25 лет независимости Казахстану так и не удалось выйти на достаточный уровень "производства средств производства" в АПК (а именно это, по Марксу, является показателем уровня развития экономики в целом). В тучные докризисные годы власти лишь изредка обращали внимание на сельхозмашиностроение, активизируя свои усилия лишь на проектах, имевших характер PR-акций: вспомним печальную историю создания отечественного комбайна на базе украинского "Бизона" или судьбу Павлодарского тракторного завода.

Сегодня стало понятно, что сельское хозяйство является отраслью не менее важной, чем нефтедобыча. И успех казахстанских аграриев напрямую зависит от их технической вооруженности. Эксперты Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" настаивают на необходимости вернуть сельхозмашиностроение в лоно министерства сельского хозяйства, а затем выработать новую долгосрочную программу развития этого важного сектора экономики.

Саян Абаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться