Врач в Казахстане и в Британии: как судят за медицинские ошибки

История Эльмиры Малиевой – акушера-гинеколога, оказавшейся в центре судебного иска в Казахстане, в чем-то похожа на историю доктора Хадизы Бава-Гарбы, уголовное преследование которой всколыхнуло Британию.

Врач в Казахстане и в Британии: как судят за медицинские ошибки

Медицинские дела обычно не привлекают к себе пристального внимания общества, и истории Малиевай и Бава-Гарбы тоже никакие не особые, из ряда вон выходящие, просто британские врачи увидели себя в Хадизе Бава-Гарбе, а медики Казахстана – в Эльмире Малиевой…

Солидарность врачей

Решение Королевского cуда в Ноттингеме отстранить от работы доктора Бава-Гарбу вызвало бурю негодования среди медицинских работников Британии. Социальные сети просто взорвались постами медиков, сопровождаемыми хэштегом #IamHadiza. Как утверждали врачи, история Хадизы Бава-Гарбы чрезвычайно тревожна для профессии врача.

"Огромная солидарность с этим доктором, которым может быть любой из нас, врачей NHS (Национальная служба здравоохранения в Англии. – Прим.), работающих в перегруженной, недофинансированной и опасно недоукомплектованной службе", – цитируют BBC слова британских врачей.

Тысячи врачей подписали открытое письмо в поддержку доктора Бава-Гарбы. Также началась краудфандинговая кампания, которая за месяц собрала для юридической защиты Хадизы Бава-Гарбы более 360 000 фунтов стерлингов.

Казахстанские врачи практически так же возмутились ситуацией вокруг Эльмиры Малиевой.

"Расцениваем это как очередную попытку очернить всю систему здравоохранения страны, оказать давление и запугать все медицинское сообщество, – заявили медики на организованной по этому поводу пресс-конференции. – Мы требуем пересмотра материалов данного дела, проведение повторной экспертизы медицинской документации, оценку уровня этой экспертизы и уровня квалификации экспертов. Также требуем экспертной оценки судебного решения и оценки всего процесса. Готовы оказать помощь в предоставлении дополнительной информации и экспертизы".

…Эти два совсем разных дела, двух абсолютно непохожих женщин объединяет только одно – на их защиту поднялось медицинское сообщество.

История доктора Бава-Гарбы

Как пишет BBC, в основе этой истории лежит трагическая смерть мальчика с синдромом Дауна и заболеванием сердца. В феврале 2011 года шестилетний Джек Адкок был доставлен в больницу с рвотой и диареей, а умер через 11 часов от остановки сердца.

"Джек умер от сепсиса. Сепсис – это когда иммунная система чрезмерно реагирует на инфекцию и поражает собственные органы и ткани организма", – пишет BBC.

После смерти Джека больница провела собственное расследование, по результатам которого доктор Бава-Гарба продолжила свою работу. В отчете говорилось о шести ошибках в лечении мальчика и что все эти ошибки послужили уроком для врачей. Тем не менее, полиция начала собственное расследование.

В феврале 2012 года, через год после смерти Джека и сразу после того, как доктор родила второго ребенка, ей позвонили полицейские и сообщили, что расследуют смерть мальчика как возможный случай непредумышленного убийства.

До суда дело добиралось четыре года. В 2015 году доктор Бава-Гарба была признана виновной в непредумышленном убийстве Джека Адкока. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что смерть мальчика была вызвана "серьезным пренебрежением" со стороны персонала, который не смог правильно поставить диагноз и допустил сразу несколько грубых ошибок. Расследуя смерть Джека Адкока, полиция выявила и другие недостатки в уходе за пациентами в Лестершире. Как оказалось, "сотни пациентов подвергались ужасающему уровню медицинской помощи".

4 ноября 2015 года доктора Бава-Гарбу приговорили к двум годам условно.

Однако уже в 2017 году службой трибунала Генерального медицинского совета решение было изменено – медицинская деятельность доктора Бава-Гарбы была приостановлена только на один год. Как сообщалось в решении, хотя ее действия были "намного ниже стандартов, ожидаемых от компетентного врача", были приняты во внимание и другие факторы, такие как безупречная репутация до и после смерти Джека Адкока, а также проблемы в системе здравоохранения – нехватка специалистов, чрезмерная загруженность… Хадиза Бава-Гарба была на работе более 12 часов, когда ее срочно вызвали к маленькому пациенту, перенесшему остановку сердца.

Огромный общественный резонанс дело получило в начале 2018 года, а к середине года противостояние между медиками и недовольными пациентами закончилось – врач выиграла в суде, ей разрешили вернуться к медицинской практике.

История Эльмиры Малиевой

История Эльмиры Малиевой началась в ноябре 2017 года, когда приказом директора и руководителя постдипломного образования Нартаевой она была направлена в ЦРБ Карасайского района, где должна была читать лекции и участвовать в проведении операций. Из девяти проведенных операций в одном случае проявились осложнения. Об осложнении доктор узнала через полтора месяца после операции, а в январе 2018 года было заведено уголовное дело на врачей ЦРБ. Через год из всех обвиняемых осталась лишь Малиева.

2 июля 2019 года ее признают виновной и выносят приговор: "ограничение свободы сроком на 1 год 6 месяцев, с лишением заниматься деятельностью, связанной с оказанием медицинской помощи, сроком на один год".

Суд мотивировал свое решение, в частности, тем, что у пациентки было вовсе не осложнение, а врач вследствие небрежного или недобросовестного отношения допустила ошибки при выполнении хирургических операций. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 98, потерпевшей был причинен тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Право на ошибку

Халатность, когда небрежное поведение причиняет вред пациентам, может иметь трагические последствия. Но врачи не хотят признавать себя виновными в непредумышленном убийстве из-за грубой халатности. Они говорят, что не боги, и пытаются отстоять свое право на ошибку.

"Ошибка при лечении детского сепсиса теперь является уголовным преступлением, наказуемым отлучением от медицинской профессии, – написал портал BMJ, посвященный вопросам медицины, о деле доктора Бава-Гарбы. – ...Поскольку врачи занимаются пациентами, человеческая ошибка неизбежна и никогда не будет полностью стерта; хотя полностью согласны, что все должно быть сделано, чтобы действительно и эффективно уменьшить ошибки. Долгое время было понято, что не обвинение и наказание отдельных лиц повышает безопасность пациентов, а изучение того, почему система не мешала человеку совершить ошибку.

С другой стороны, есть четкое убеждение, что медикам выносятся мягкие приговоры и тем самым человеческая жизнь обесценивается…

"Все вы, наверное, слышали историю, как малышу сделали клизму кипятком. Это не ошибка, это, я считаю, халатность. И что, медсестра за это не должна нести ответственность? В УК необходимо оставить статью 317 ("Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником". – Прим.) и по ней оценивать действие врача. Необходимо ввести статью "Халатность врача" и назначить по ней санкции от пяти до 10 лет лишения свободы", – считает адвокат Айман Умарова.

Катерина Клеменкова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться