Правительство обещает перестроить работу по оказанию государственных услуг гражданам, сократив количество лишних бумаг и временные затраты. Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев, выступая на заседании Правительства во вторник, назвал это проактивными услугами.
Он подчеркнул, что госкорпорация "Правительство для граждан" регулярно внедряет новые подходы и инструменты, нацеленные на повышение клиентоориентированности. Только с начала года запущены такие сервисы, как смс-уведомление о готовности документа, Telegram-бот – это вопросы-ответы, доставка готовых документов на дом через "Казпочту", получение справок на портале электронного правительства без привязки к электронной цифровой подписи, бесплатный wi-fi в ЦОНах Астаны и Алматы.
Одновременно ведется работа по обеспечению комфорта для лиц с ограниченными возможностями. Для этого во фронт-офисах корпорации установлены пандусы и кнопки вызова для инвалидов-колясочников, информационные таблички с текстом Брайля, тактильные дорожки для слабовидящих. Кроме того, инвалиды 1 и 2 групп могут получить услуги госкорпорации, не выходя из дома. В дальнейших планах "Правительства для граждан" активизация работы по таким направлениям, как предоставление электронных услуг без электронной цифровой подписи, внедрение принципа одного заявления и переход к так называемой экс-территориальности. К примеру, с апреля текущего года казахстанцы могут получить справку о несудимости на портале e-gov без электронной цифровой подписи с помощью так называемого одноразового пароля. В Астане планируется запустить Digital-ЦОН, где будет полностью автоматизированное получение госуслуг без участия операторов ЦОН.
Проводится работа и по сокращению количества документов, которые сегодня необходимо собирать для получения различных госуслуг. Господин Абаев пояснил, что был проведен анализ, согласно которому в прошлом году для получения только пяти видов госуслуг гражданами было получено 18 миллионов справок: адресная, об отсутствии недвижимости, о зарегистрированных правах, пенсионных отчислениях, об отсутствии/наличии судимости.
"Исключение их из требований на бумаге существенно снизит скопление граждан в ЦОНах, недовольство бюрократией, а также сократит временные и материальные затраты как для услугополучателей, так и для госорганов и организаций. Мы принимаем все меры, чтобы эти документы перешли только в электронный формат и упростили выдачу", – подчеркнул он.
Масштабная реализация проактивного принципа оказания госуслуг запланирована на 2018-2020 годы.
"На данный момент нами подготовлены предложения по законодательному закреплению данной формы оказания госуслуг. В то же время на e-gov уже работают следующие уведомления: истечение срока действия удостоверяющих документов, наложение/снятие обременения на объект недвижимости, наложение административного штрафа, изменение номера очереди в детский сад. Анализ определил семь категорий, в состав которых входит порядка ста проактивных госуслуг, то есть тех, которые государство может оказывать до того, как гражданин будет обращаться в госкорпорацию", – отметил господин Абаев.
Председатель правления НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" Аблайхан Оспанов со своей стороны на конкретных примерах детализировал, как планируется улучшить оказание госуслуг гражданам. Основополагающим должен стать принцип "не гражданин должен обращаться за получением госуслуг, а государство должно стать инициатором оказания данных госуслуг".
"Например, регистрация рождения ребенка. До недавнего времени было так, что родители должны были обращаться несколько раз за получением госуслуг. Сначала регистрировалось рождение, затем производилось назначение пособия и постановка на очередь в детский сад. В конце прошлого года госкорпорацией был запущен пилотный проект, и наши сотрудники по всему Казахстану в 260 роддомов выезжали и оказывали эти услуги самостоятельно, за этот период было в роддомах принято порядка 260 тысяч заявлений", – рассказал глава госкорпорации.
Однако такая схема тоже не вполне эффективна. Поэтому ее решено оптимизировать дальше.
"В следующем году мы планируем, что информация о рождении ребёнка будет сразу же поступать в информационную систему Министерства здравоохранения, и оно должно стать непосредственно инициатором получения государственной услуги. То есть поздравить и сразу же запросить сведения, какую фамилию, имя и отчество родители хотят дать ребёнку. Данная информация сразу поступит в ЗАГС, инициируется и присвоится ИИН, и эта информация должна сразу же перейти в Министерство труда и социальной защиты населения, для того чтобы начислять необходимые виды пособия на его лицевой счёт путём подтверждения согласия на получение пособий. Дальше эта информация перейдёт уже непосредственно в электронный акимат для автоматического присвоения очереди в детский сад", – объяснил господин Оспанов.
С июня предполагается ввести возможность уплаты штрафов в режиме онлайн с автоматическим уведомлением контролирующих органов – для снятия запретов на выезд. "Мы знаем, что сегодня бывает так, что по незнанию уже при прохождении таможенного контроля граждане получают информацию о том, что у них запрет на вылет. На сегодняшний день совместо с Минюстом и "Казпочтой" проработан вопрос, и с июня будет запущен сервис, при котором граждане смогут сразу же онлайн оплатить штрафы, которые были им выставлены, и тут же автоматически будет снят запрет на вылет", – пояснил глава госкорпорации.
Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев озвученные предложения поддержал, напомнив, что именно это и было главным поручением Президента страны при создании госкорпорации – чтобы люди не бегали за справками и не стояли в очередях. Премьер заметил: раз люди бегают за справками для получения госуслуг, значит, проблема кроется в госорганах, которые между собой работу не координируют.
"Если мы правильно сработаем по распределению детских садов через нашу корпорацию, я думаю, что население будет благодарить нас, так как здесь появится сразу же прозрачность, можно уже не ходить на какую-то комиссию акиматовскую и не там решать вопросы, никакого "телефонного права" уже не будет. Можно будет становиться в очередь на конкретный детский сад и отслеживать прохождение этой очереди онлайн", – рассудил премьер.
При этом господин Сагинтаев особо предупредил: в преддверии введения обязательного социального медицинского страхования очень важно не допустить ажиотажа среди населения.
"Потребуется регистрация – подтверждение статуса граждан. Они снова придут в ЦОНы. Я даю поручение министру и госкорпорации, чтобы ситуация, которая была зимой при регистрации граждан, не повторилась. Мы уже знаем, как это делать, чтобы люди могли просто зарегистрироваться и получить свою услугу без всякого ажиотажа. Времени было достаточно, чтобы настроить свою работу", – подчеркнул глава Правительства.
Ирина Севостьянова