Мобильное приложение e-Salyq Business, разрабатываемое министерством финансов, еще не работает, но уже имеет антиконкурентное преимущество, подключено к мобильным сервисам. Депутаты считают, что нужно дать возможность всем компаниям оказывать такие услуги с аналогичными преференциями, чтобы упростить работу МСБ, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Возможности есть, но не у всех
Текущие проблемы, имеющиеся у малого бизнеса по расчету и сдаче налоговой отчетности, озвучили депутаты в запросе заместителю премьер-министра – министру финансов Ерулану Жамаубаеву и председателю агентства по защите и развитию конкуренции Серику Жумангарину. И предложили создать равные условия для ведения бизнеса в сфере онлайн-бухгалтерии, расширить список открытых сервисов и устранить имеющиеся в них проблемы.
"Анализ рынка бухгалтерских услуг, проведенный частными компаниями, показал, что каждый второй субъект МСБ испытывает трудности в части расчетов и оплаты налогов, сдачи налоговой отчетности и создания первичных учетных документов. Для малого бизнеса затратно иметь своего бухгалтера, а отчетности – тонна. Это один из факторов, препятствующих массовому предпринимательству. На рынке есть сервисы онлайн-бухгалтерии: Payda, Buhta, MyBuh и другие, они помогают МСБ вести учет и предоставляют услуги по демократическим ценам. У многих есть мобильные приложения, которые помогают управлять бизнесом в белую, не отходя от прилавка. Существенно снижается нагрузка на госорганы, потому что нет неправильно заполненных форм и опозданий по срокам сдачи отчетов", – отметили в запросе народные избранники.
Они также напоминали, что согласно Закону "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности, если они применяют специальные налоговые режимы. К ним относится и использование специального мобильного приложения. Статьей 686-1 Налогового кодекса подразумевается мобильное приложение, разработанное уполномоченным органом, то есть e-Salyq Business. Депутаты поддерживают такие преференции для бизнеса при использовании мобильных приложений. Но закрепление на законодательном уровне монопольного положения государственного мобильного приложения не соответствует принципу "Жаңа Қазақстан – Справедливый Казахстан".
Нужны одинаковые условия для всех
По мнению депутатов, необходимо дать возможность и частным компаниям оказывать такие услуги с аналогичными преференциями. Они отмечают, что государственный е-Salyq Business напрямую подключен к мобильным сервисам, которые частникам и не снились, а министерство финансов использует прямой доступ к сервисам и государственным базам данных как преимущество.
Предприниматели просят открыть доступ к 13 государственным сервисам и услугам, среди которых регистрация ИП, подключение указанного сервиса позволит в значительной мере снизить нагрузку на уполномоченные государственные органы РК и упростить процесс открытия ИП гражданами. А также сервис по онлайн-оплате налогов и других платежей в бюджет – на текущей момент, обязательные налоговые платежи и отчисления проводят только БВУ и отсутствует возможность подключения к открытому API по таким видам платежей.
"Также необходимо открыть доступ к заявлениям на смену налогового режима налогоплательщика и на смену вида деятельности и многие другие. И 12 видов уведомлений, среди которых о представлении в налоговый орган списков участников системы обязательного социального страхования, о погашении налоговой задолженности, о начисленной сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет и пени по результатам налоговой проверки", – говорится в запросе.
Высказали народные избранники и нарекания по подключению к открытым сервисам на портале Smart Bridge. Так, у компании Payda подключение к таким сервисам, как "Сервис получения уведомлений и статуса обработки форм налоговой отчетности" и "Сервис приема и обработки форм налоговой отчетности" заняло полгода. И то только после официальной переписки с курирующим вице-министром финансов. Замечания и вопросы предпринимателей в отзывах остаются без ответа на протяжении нескольких месяцев. И это является очередным "конкурентным преимуществом" приложения e-Salyq Business.
"Необходимо автоматизировать этот процесс с соблюдением жестких сроков и наказанием чиновников, ответственных за подключение. Фракция требует внести изменения в Налоговый кодекс и по аналогии с e-Salyq Business другим мобильным приложениям необходимо дать возможность получить статус специального мобильного приложения. Проанализировать факт разработки и финансирования e-Salyq Business на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и соответствия принципу yellow pages rules. Создать равные условия для ведения бизнеса в сфере онлайн-бухгалтерии, расширить список открытых сервисов, а к уже доступным организовать надлежащую работу со стороны уполномоченных органов", – подчеркнули депутаты.
Таисия Колевид