Сегодня в "Астанагенплане" третий день подряд проходят общественные слушания по презентации генплана столицы до 2035 года. Всего на презентацию выделено четыре дня, все предложения население, эксперты и активисты должны внести в положенные сроки. Документ с учетом мнений и корректировок будет окончательно представлен в июне 2023 года, пока же вниманию общественности представлен проект, передает inbusiness.kz.
Стоит отметить, что сама организация мероприятия провальная. Во-первых, людям не было слышно, что говорят архитекторы и разработчики, из-за отсутствия микрофона. Многие пожилые, а пришли в основном пенсионеры и домохозяйки, вынуждены были стоять – посадочных мест было мало. Примечательно, что сами общественные слушания проходят в будние дни, а потому активное население не смогло принять участие и внести предложения. Люди эмоционально высказывались о наболевших проблемах, в воздухе витало напряжение. Отсутствие инфраструктуры, школ, садов, парков и скверов, незаконные застройки, нарушение территориальных границ водоохранных границ – и это еще не полный перечень вопросов, озвученных организаторам.
Большое количество людей, а всего пришло порядка 100-150 человек, и их многочисленные жалобы показывают, насколько сейчас в критическом состоянии находится реализация генплана развития столицы. По факту мы имеем красивые картинки, большое количество школ и больниц, но на их месте строятся очередные жилые комплексы. Гарантий, что новый генплан будет соблюдаться, нет. Генплан на сегодняшний день – это филькина грамота, к сожалению. Тогда как во многих столицах мира на протяжении десятилетий генплан – основополагающий документ по развитию города.
Что говорят независимые эксперты?
Напомним, что действующий генплан в 2016 году был разработан до 2030 года. Если сравнить проект нового генплана с этим, то можно заметить, что существенно увеличилась площадь жилых построек, утверждают эксперты.
"На мой взгляд, план сделан не для людей, не с учетом мнения общественности, которое требует сейчас достаточного количества социальных объектов, зеленых пространств. Этот новый генплан сделан в угоду застройщикам и бизнесу, иначе не назовешь. Какими вообще нормативными расчетами руководствовался научно-исследовательский проектировочный институт "Астанагенплан", когда делал такой проект? Потому что налицо увеличение площади застройки, ничем не обоснованное. Все говорят о доступности социальных объектов, но, взглянув на новый генплан, вы это не увидите. Есть районы, которые будут капитально законопачены многоквартирными жилыми комплексами. Без принятия нового генплана мы видим, что действующий генплан не соблюдается. Инициатива акимата по точечной застройке, по сути, противоречит принципам действующего генплана, возникают такие ситуации в угоду застройщику, когда меняется проект детальной планировки, игнорируется генплан", – говорит научный сотрудник Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана Руслан Уразалиев.
Генплан не может быть детальным до каких-либо отдельных объектов, но генплан дает понимание функционального зонирования города – где жилой массив, где рекреационные зоны, где зеленые пространства. Если указана зеленая зона, то проект детальной планировки даст, что это будет – сквер или бульвар, парк. А если там указан вместо парка условно ЖК, этого законом не предусмотрено. Закон строго-настрого запрещает такого рода манипуляции, разъясняет научный сотрудник.
На сегодня мы видим, что действующий генплан игнорируется. Ситуация с Малым Талдыколем яркий тому пример. Это, по сути, показывает бесчинства огромного района. Помимо Талдыколя, по городу вырисовываются точки социального напряжения, которые точечно не согласны с возведением многоэтажных высоток. Людям не хватает не то что школ, садов и так далее – люди не видят солнца из-за плотности построек.
По словам независимых экспертов, спешка с генпланом обусловлена предстоящими выборами и попыткой легализации неправомерно принятых проектов детальных планировок, новый генплан "подтягивается за уши" к новым ПДП (проект детальной планировки).
"На данный момент в Казахстане отсутствует эффективная система городского планирования. Горожане оторваны от принятия системы решения, их принимает группа людей, которые не знают всех тех проблем либо знают, но, к сожалению, не могут эффективно принять их. Это кулуарные решения, которые вызывают большие общественные недовольства, и эта проблема усугубляется с каждым годом. На данный момент в Астане две существенные проблемы – непрозрачность системы принятия решений, мы конкретно не знаем, кто принимает решения. Мы видим, что застройщики с акиматом срослись в одну структуру, и соблюдение генплана мы не можем наблюдать в данный момент. Нет ни одного примера, когда генплан столицы соблюдался. Ничто не мешает застраивать город вопреки генплану", – говорит урбанист Темиртас Искаков.
Отметим, что план детальной планировки периодически меняется, отдельные участки, выделенные под строительство школ, отдаются под строительство нового МЖК. Из-за этой неравномерной застройки города большая нагрузка ложится на социальную инфраструктуру. Например, с прошлого года жители Левого берега боролись, чтобы отстоять линейный парк, и только общественное недовольство смогло остановить ситуацию с застройками.
Что говорят разработчики?
На территории Малого Талдыколя на протяжении более 70 га будет расположен экопарк, проект в этой части уже разработан, там будут созданы условия для пешеходной инфраструктуры, природная фауна будет сохраняться. Все опасения горожан на сегодняшний день учтены, будет более бережное отношение к существующей инфраструктуре, утверждают архитекторы "Астанагенплана".
Водоохранная полоса Малого Талдыколя составляет 35 м, а водоохранная зона – 300 м., в которой по нормативам разрешено строить жилищные объекты гражданского строительства, кроме инженерных объектов, превышающих выбросы.
Отмечено, что проведен анализ и, согласно ему, в летний сезон порядка 5 тыс. кубов испаряется. Сегодня прорабатываются новые решения – вопрос подпитки за счет дренажных систем водоемов.
"Мы в стадии разработки проекта, мы еще будем создавать дополнительные структуры. Пока мы получаем предложения от жителей, где бы они хотели внести изменения. Чтобы отойти от уплотненности, необходимо развивать агломерацию – создавать все условия жизнедеятельности. Наша задача – сохранить кольцо и структуру города", – отмечает замдиректора научно-исследовательского проектного института "Астанагенплан" Куаныш Кабдуалиев.
Сегодня в Астане 29 парков, озеленение будет продолжено, заверяют в институте.
"У нас есть Ботанический сад площадью 100 га, Президентский парк – 100 га, Триатлон-парк – не меньше, в районе новой мечети – 250 га. Для примера, в Нью-Йорке Централ-парк площадью 340 га, но это Нью-Йорк. В принципе, Астана позволяет себе развивать большие рекреационные зоны. Изменения в новый генплан могут вноситься до конца 2023 года. Мое мнение – все должно выполняться в соответствии с утвержденным генеральным планом и ничего не меняться. Но мы только разрабатываем, остальное за исполнительными органами", – говорит Куаныш Кабдуалиев.
Что с ЛРТ?
Наболевший вопрос ЛРТ обсуждается среди урбанистических организаций и общественности с января текущего года. Восемь урбанистических организаций сделали совместное заявление, и основным требованием было обнародовать технико-экономические показатели обоснования для разработки ЛРТ старой версии, для того чтобы принять экспертное мнение и выдать какие-то рекомендации. Но, к сожалению, оно так и не было обнародовано и решение по ЛРТ принималось в закрытом режиме группой людей.
Кстати, баннер с ЛРТ убрали с презентации и, по словам экспертов, это сделали с целью снятия общественного недовольства и последующих вопросов. Это линейный вид транспорта – им может быть как метро, так и трамвай. В городе понятие ЛРТ, немного искаженное, отмечают разработчики. Это полноценный метрополитен, и все сделано по стандартам метро. Метрополитен бывает надземным и подземным.
В Астане вышел надземным, все готовились в Экспо, и хотелось показать новые технологии, новый вид транспорта – на тот момент были свои задачи. К сожалению, эти задачи не были выполнены. На сегодняшний день с учетом транспортных нагрузок, которые испытывает город, должно разгрузить транспортную сеть. Цель второй очереди – объединить Правобережье с Левобережьем и обеспечить альтернативным транспортом весь город. В новом проекте добавлены еще четыре ветки.
Между тем сами урбанисты говорят о том, что не видят происходящего – процесс реализации ЛРТ очень закрытый, принимается сиюминутно узким кругом людей, нет механизма участия независимых экспертов, гражданского общества.
"Как можно обсуждать многолетнее развитие столицы – утверждение генплана в течение четырех суток в будние дни по каждому району? Например, по району Есиль нужно рассматривать в течение недели несколько сессий: для широкой общественности, узкого круга специалистов, транспортников и отдельно по озеленению, по социальной инфраструктуре. Возьмем баннер с транспортно-дорожной сетью – там некоторых существующих улиц не хватает. О каком уровне экспертизы и компетентности этого органа можно говорить, если данные картинки выставлены просто на потеху зрителей, которые не разбираются в планировке города", – недоумевает Темиртас Искаков.
Много вопросов поступило от жителей как с Левого берега, так и с окраин. Переписка и бумажная волокита с жалобами приводит лишь к одному – "футболу" от одного госоргана в другой. Конечной инстанцией снова остается акимат, куда изначально все обращаются. Высотные "человейники", которые плотно строят на Левом берегу, привели уже к тому, что жильцы выше 15-го этажа сидят без воды. ЖК, сданные в эксплуатацию, не готовы к отопительному сезону. Астанчане, купившие квадратные метры под ипотеку, или вынуждены жить в холоде или арендовать квартиру, что бьет по здоровью и по карману.
Люди первого и второго сорта – такое деление подразумевается под жильцами домов от класса пониже до класса повыше. Там, где стоимость квадратного метра свыше 600 тыс. тенге, есть детская площадка, подъездные пути и другие условия. Там, где цена за 1 кв. м ниже, жильцы обделены – у них практически нет ни двора, ни качелей.
Особенно много нареканий поступило к жилым комплексам застройщика G-Park.
"Когда мы приобретали квартиру, мы смотрели генплан, и там, кроме нашего ЖК, ничего не было. Сегодня там активно ведется застройка ЖК "Мадрид-2" и за домом 60/1 еще появился один дом, но там ширина от набережной до нашего дома составляет 87 м. Как на таком участке собираются строить? Президентом было поручено прекратить уплотненную застройку вблизи жилых домов, но госорганы не прислушиваются к поручению", – возмущается житель ЖК "Мадрид" Айгерим Утегенова.
Общественные слушания по району Сарыарка пройдут в пятницу, 18 ноября.