/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
Всемирный банк намерен выровнять разрыв между сельскими и городскими школами

Всемирный банк намерен выровнять разрыв между сельскими и городскими школами

Более 41 млн тенге ежемесячно будет оплачиваться из госказны для погашения процента по займу на проект по модернизации образования.

14:05 21 Ноябрь 2018 5719

Всемирный банк намерен выровнять разрыв между сельскими и городскими школами

Автор:

Айсулу Тимурова

Фото: kp.kz

Министерство образования и науки объявило официальный старт проекту, который будет осуществлён в рамках Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Международным банком реконструкции и развития (основное кредитное учреждение Всемирного банка).

Главной целью проекта является улучшение качества и обеспечение доступа и равенства в системе среднего образования, сокращение разрыва в успеваемости между сельскими и городскими учащимися.

Как указано в сообщении МОН, проект соответствует приоритетам, установленным в 76-м шаге программы президента «План нации – 100 конкретных шагов» по повышению качества человеческого капитала, а также Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы.

По словам вице-министра образования и науки Эльмиры Суханбердиевой, для достижения этих целей планируется направить 75 млн долларов, в том числе заём Международного банка в размере 67 млн долларов и софинансирование займа из республиканского бюджета в размере 8 млн долларов. Ставка 2% годовых, на 17 лет. По её словам, на первые пять лет предусмотрена скидка, процент оплачиваться не будет и штрафы начисляться не будут.

Таким образом, 2% от 67 млн долларов – это 1,34 млн долларов в год, или 111,666 тыс. долларов в месяц.

При курсе 368,48 тенге к доллару обслуживание займа в месяц составит 41,14 млн тенге.

Для реализации проекта с лета текущего года действует проектный офис, в котором работают более 20 человек. Выделение и целевое финансирование средств будут контролировать сами представители Всемирного банка.

Как пояснила на пресс-конференции вице-министр МОН, выделение займа вовсе не означает, что государство открещивается от финансирования образовательных проектов. Все предыдущие статьи расходов как были, так и останутся.

Проект позволит впервые создать при Национальном научно-практическом центре коррекционной педагогики издательский центр по обеспечению учебниками и учебно-методической литературой со шрифтом Брайля для детей с проблемами со зрением.

«Нам всё время в этом отношении помогали коллеги из стран СНГ – из Беларуси, из России. До этого мы не могли создать такой центр, где мы бы сами разрабатывали учебники для детей с ослабленным зрением и с отсутствием зрения. Поэтому мы очень рады, что этот проект будет у нас, и такие учебники будут издаваться на трёх языках», – отметила Эльмира Суханбердиева.

Будут разработаны методические пособия и программы по преподаванию для детей с дополнительными образовательными потребностями. Также будут созданы девять и дооснащены восемь ресурсных центров на базе общеобразовательных школ. Ресурсные центры будут заниматься внедрением практического опыта, ведением работы сетевого взаимодействия педагогов организаций образования по вопросам инклюзивного образования. Запланировано повышение квалификации дефектологов, логопедов, сурдопереводчиков, специалистов психолого-медико- педагогических консультаций и кабинетов коррекции.

Главными бенефициарами проекта станут около 3 млн школьников, в том числе дети с особыми образовательными потребностями, 170 тыс. учителей и директоров сельских школ, а также студенты педагогических вузов страны.

По словам вице-министра, в рамках проекта запланирован комплекс инициатив, выступающих в поддержку обновленного содержания образования. Это пересмотр системы оценивания с помощью формирования новых стандартов тестирования ЕНТ (Единое национальное тестирование) и ВОУД ВО (внешняя оценка учебных достижений в высшем образовании), обновления базы тестовых заданий с элементами мультимедиа и обновление стандартов и требований к экспертизе учебников.

Основные мероприятия направлены на улучшение успеваемости учащихся в сельских общеобразовательных и малокомплектных школах через расширение доступа к образовательным материалам, оснащение мультимедийным оборудованием и повышение потенциала сельских учителей. Так, около 60% от общей суммы финансирования проекта направлено на обеспечение более 5000 сельских школ мультимедийным оборудованием.

Для сравнения, по данным национальной базы данных, в Казахстане насчитывается 7014 школ, из них более 5500 сельских.

В проекте отдельное внимание уделяется модернизации педагогического образования. Будут разработаны 30 новых образовательных программ по педагогическим специальностям и новая модель подготовки будущих учителей. Помимо этого, предполагается усиление материально-технической базы 16 педагогических вузов страны лабораториями робототехники.

В первую очередь оснащаться будут сельские школы.

«Будет создана большая комиссия, и мы будем показывать журналистам, как будет проходить отбор, как будет поставляться оборудование в сельские школы, чем они будут оборудоваться. Более 96 процентов школ подключены к Интернету, из них 88 процентов имеют широкополосный Интернет. Несмотря на то, есть в школе Интернет или нет, оборудование будет доведено до каждой школы. В национальной базе данных указано, какая школа, какого года постройки, сколько там компьютеров, какого года эти компьютеры. Эти данные у нас есть, мы будем их отслеживать, и, используя эти данные, данные наших экспертов, комиссия будет определять», – отметила Эльмира Суханбердиева.

В среднем в каждой школе, охваченной проектом, появится 10 компьютеров последней модификации и 10 лазерных экранов. «Мы будем смотреть, какая это школа, какое у неё оборудование, поэтому если одной школе нужно 10 компьютеров, 10 экранов, то может быть в другой школе понадобится больше. Все это будет зависеть от комиссии», – уточнила она.

«Там, где нет Интернета, мы будем работать. Всем местным исполнительным органам предупреждение дано, подключение к Интернету стоит большим вопросом и находится на контроле правительства, поэтому акимы сами за это отвечают. Но там, где нет Интернета, а у нас есть труднодоступные сёла, находящиеся в 500 километрах от районных центров, там мы предусмотрели большой сервер, в котором будут полностью закачаны, вшиты все новые программы, которые будут позволять внутри каждой школы использовать эти данные. Это будет внутренний Wi-Fi в школе, где они могут пользоваться этим оборудованием. Большие сервера будут устанавливаться в тех школах, где нет Интернета», – отметила вице-министр.

По словам управляющего Всемирного банка по образовательной практике Харри Патриноса, банк участвует в проекте для оказания содействия правительству Казахстана в повышении качества образования, разрыва между сельскими и городскими школами, усилении равенства, равных возможностей, оказании поддержки в реализации программ обучения. Всё это входит в общий объём мероприятий, которые проводит государство в рамках госпрограммы.

«Что касается конкретных целей этого проекта, мы ожидаем увидеть постепенный прогресс в части результатов по международным тестам ПИЗА, ТИМС, сокращение разрыва между школами с низкой и более высокой успеваемостью. Мы видим элементы успеха в таких мероприятиях, которые будут поддержаны в рамках проекта. В частности, основной фокус будет направлен на преодоление разрыва», – уточнил представитель международного финансового института.

TIMSS (англ. Trends in Mathematics and Science Study) – это международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования. Программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся четвёртых классов начальной школы и учащихся восьмых классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.

PISA (англ. Programme for International Student Assessment) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет.

Айсулу Тимурова

Частные детсады в Казахстане на грани разорения

Куда после карантина пойдут дошколята?

27 Май 2020 09:14 1976

Частные детсады в Казахстане на грани разорения

Этот вопрос может стать острым, частный сектор дошкольного образования сейчас переживает не лучшие времена.

И даже открытие дежурных групп не спасает их, поскольку многие родители еще побаиваются водить в сады своих детей. По словам предпринимателя из Кызылорды Натальи Мишуковой, в дежурных группах по двое-трое детей и содержать учреждение ради такого числа детей невыгодно.

«Если не будет поддержки от государства, с той же самой дотацией, вы понимаете, сколько народу реально может выйти на забастовку», – говорит она на онлайн-совещании с участием НПП «Атамекен».

Практически у всех дошкольных организаций в разных регионах страны аналогичная ситуация. Есть проблемы с арендой помещений либо с банковскими платежами, с выплатой зарплаты воспитателям.

По словам директора детсадов в столице Айшат Вагаповой, они готовились к открытию к 1 июня, вызвали на работу своих сотрудников, подготовили запас дезсредств, масок, ковриков. Но после снятия режима ЧП прекратилось и госфинансирование.

«У меня почти 100 человек сотрудников, я им должна выплатить зарплату. А сегодня выясняется, что нет документа после ЧП, на основании которого будут выплачивать (госзаказ). Все руководители частных дошкольных организаций в панике. 70% в городе частных детсадов в столице в арендуемых помещениях, и нам никто не делает скидок! В трех садах у меня аренда, выставляют счета, хотя в мае мы не работали. Мы на грани закрытия! Как мы будем выживать, если нам не будут выплачивать в полном объеме госзаказ?!» – говорит она

Ее, как и других представителей МСБ, волнует будущее, которое становится весьма туманным с учетом прогнозов о второй волне коронавируса этой осенью и отсутствием госпомощи.

«Это крик души», – говорит женщина, ведь в детсады было столько вложено, в инфраструктуру, в людей, и закрыть их одним махом – решить судьбу многих работников, детей и их родных.

Как отметила предприниматель Кулянда Батырбекова из Алматинской области, у них в регионе более 600 детсадов получали госзаказ, а это значит, что более 50 тысяч детей могут остаться без должного присмотра, а 8 тыс. работников – пополнить ряды безработных.

По данным зампредседателя НПП «Атамекен» Олжаса Ордабаева, в Казахстане работают 4428 частных детских дошкольных учреждений, которые посещают 339 тысяч детей. 70 тысяч человек – это обслуживающий персонал.

«Сады могут просто закрыться, и непонятно, куда после окончания карантина пойдут наши дети», – говорит он.

Ордабаев предложил участникам совещания написать коллективное письмо для решения проблемы на уровне межведомственной комиссии, поскольку одно минобразования не все может решить.

«Вопрос стоит достаточно жестко, большое высвобождение на рынок пойдет. Говорили про дорожную карту бизнеса, но нужно понимать, что это в основном строительные проекты. Нянечек и воспитателей не отправишь на строительство зданий и дорог. Единственным вариантом является то, чтобы сохранить им рабочие места. Для этого нужна поддержка детсадов. Насколько я знаю, МОН прорабатывает совместно с минфином этот вопрос, но не все так просто, не все в их руках. Однозначно нужно стоять на том, чтобы сохранить госзаказ, чтобы выплачивать хотя бы минимальную зарплату работникам», – говорит он.

По мнению Олжаса Ордабаева, ситуацию можно было бы выправить, если бы государство продолжило бы выплачивать 42 500 тенге тем предпринимателям, чья деятельность не разрешена в карантинный период.

К работе совещания подключился и председатель комитета развития человеческого капитала и социальной политики бизнеса президиума НПП «Атамекен» Талгат Доскенов.

Он поделился видением ситуации на дальнейшую перспективу. Представитель НПП предлагает параллельно вносить предложение, чтобы в будущем подушевое госфинансирование было трехлетним, как и бюджет страны.

«То есть заключается контракт на три года, а с теми, кто только начинает, – на год. По родительской плате ограничений (со стороны госорганов) не должно быть. Ведь это риск предпринимателя. Если он завышает цену, никто в сады отдавать детей не будет. А если будет плата минимальной, то рентабельность будет падать», – говорит он.

Также он считает необходимым пересмотреть бизнес-модель детсадов.

«Все-таки частные детсады – это коммерческое предприятие, хотим мы этого или нет. По всей видимости, в дальнейшем, после коронавируса, нам нужно думать о том, чтобы коммерциализировать деятельность детсадов. Это будут дополнительные кружки английского или подготовка к школе, или сдача помещений в субаренду», – говорит он.

К сожалению, не удалось присоединиться к дискуссии представителям минобразования.

Но уже сейчас становится понятно, что данная сфера – дошкольное воспитание детей – затрагивает не только их участок ответственности, ведь дети и их воспитание, возможность родителям работать – это, по сути, тот вопрос, который касается развития общества в целом, экономики страны. Одно государство справиться с этим и обеспечить всех местами в детсадах в одиночку не сможет. В НПП намерены провести массовое анкетирование предпринимателей частного дошкольного сектора образования, чтобы отстаивать интересы этого бизнеса с цифрами на руках.

Айгуль Тулекбаева

Опубликован список грантов на 2020-2021 учебный год

Заказ распределен на подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD.

25 Май 2020 13:25 15025

Опубликован список грантов на 2020-2021 учебный год

Комиссия по распределению государственного образовательного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием на 2020/21 учебный год в разрезе групп образовательных программ от 30 апреля 2020 года распределила государственный образовательный заказ.

Подготовка педагогических специальностей осталась на уровне прошлого года – чуть более 8200 бюджетных мест, так же как и искусство – 1615 мест, социальные науки уменьшились на 10 мест до 867. Количество грантов на информационно-коммуникационные технологии уменьшилось на 500 мест, до 3800 грантов. Заказ на инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли остался на прежнем уровне – более 14 600 мест, на сельское хозяйство и биоресурсы сохранился также на прежнем уровне – 1565, здравоохранение – 2700 (как и в 2019 году). Гранты на услуги (туризм, досуг, ресторанное дело) также не изменились – 2200 мест. Напомним, ранее мы писали о том, на какие специальности в Казахстане наблюдается дефицит кадров.

Саян Абаев