"Проклятие" ресурсов
Новый обзор по Казахстану Всемирный банк (ВБ) начал с напоминания о том, что с момента обретения независимости в 1991 году экономика страны пережила быстрый рост благодаря реформам и прямым иностранным инвестициям в добывающие отрасли. Это, в свою очередь, привело к сокращению бедности и переходу республики в страну с уровнем дохода выше среднего. Реальный ВВП на душу населения увеличился более чем на 80 процентов, и в настоящее время на Казахстан приходится почти две третьих ВВП всей Центральной Азии.
"Однако слабый рост производительности сегодня замедляет рост ВВП и повышение уровня жизни. Чрезмерная зависимость от углеводородов и ограниченная диверсификация создают серьезные проблемы для дальнейшего развития экономики", – отмечается в обзорном отчете банка.
Согласно документу, в Казахстане, крупнейшей экономике Центральной Азии, процесс восстановления после ограничений, вызванных COVID-19, не завершен: объем экспорта нефти все еще не достиг допандемического уровня, а приток прямых иностранных инвестиций остается незначительным на фоне вялой инвестиционной активности в добывающих отраслях.
"Казахстан, как экспортер энергоресурсов, по-прежнему чувствителен к резким колебаниям мировых цен на сырье, особенно если они сопровождаются повышенной волатильностью… А неустойчивые цены на нефть и неопределенность в отношении масштабов мирового спроса на углеводороды – это риск, который может ослабить экспорт и оказать давление на обменный курс национальной валюты", – говорится в докладе Всемирного банка.
В списке рисков значится и недостаточный охват населения вакцинацией. Поскольку к концу августа только треть населения была полностью вакцинирована, эта важная мера остается главной проблемой республики. По мнению экспертов банка, без более широкого охвата COVID-19 продолжает угрожать выздоровлению как населения, так и экономики страны.
В числе рисков – нестабильная ситуация в соседних с Казахстаном странах по региону Центральной Азии, включая Афганистан и Кыргызстан, Таджикистан.
"Это создает повышенную угрозу для национальной безопасности и неопределенность в отношении притока беженцев. Возможный рост геополитической напряженности может сопровождаться введением новых санкций и усилением давления на финансовый рынок в регионе Центральной Азии в целом", – отмечается ВБ.
Реальный ВВП и причины инфляции
Согласно отчету Всемирного банка, экономика Казахстана все еще восстанавливается после спада, вызванного пандемией в 2020 году. ВВП увеличился на 0,4 процента во втором квартале 2021 года после роста на 1,3 процента в первом квартале 2021 года.
"Однако реальный ВВП во втором квартале 2021 года все еще был на 0,8 процента ниже докризисного уровня", – подчеркивается в документе банка.
Инвестиции, на которые рассчитывает правительство страны для выхода из кризиса, вызванного COVID-19, оставались слабыми и сократились на 1,8% в первом квартале текущего года.
Годовая инфляция в Казахстане выросла до 8,7 процента в августе 2021 года по сравнению с 7,5 процента в декабре 2020 года.
"Рост мировых цен на продовольствие, сбои в логистике и сдерживаемый спрос способствовали повсеместному росту цен. Хотя правительство в качестве мер по сдерживанию инфляции установило предельные цены на некоторые основные продукты питания и ввело квоты на экспорт зерна", – указывается в документе.
Согласно прогнозам Всемирного банка, экономическая активность в Казахстане восстановится до уровня, предшествующего пандемии, к концу 2021 года с ростом на 3,2-3,7 процента в 2021 году и на 3,7 процента в 2022 году.
"Рост будет поддерживаться возобновлением внутренней активности, благоприятной налогово-бюджетной политикой и активной вакцинацией. Улучшение перспектив роста на внешних рынках будет стимулировать внешний спрос на сырьевые товары. Рост потребления домашних хозяйств продолжится, чему будет способствовать восстановление доходов. Восстановление экспорта и улучшение перспектив прямых иностранных инвестиций в горнодобывающий сектор, который, как ожидается, наряду с запланированными проектами строительства жилья и инфраструктуры положительно скажется на росте инвестиций", – говорится в отчете банка.
Прогнозируется, что до 2023 года государственный долг будет увеличиваться и дальше, поскольку власти постепенно прекратят финансовую поддержку экономики. Инфляция останется выше целевого диапазона 4-6 процентов в 2021 году и, как ожидается, будет постепенно снижаться в последующие годы по мере ослабления ограничений, связанных с пандемией.
"Однако рост цен на промежуточные товары, рост реальной заработной платы и экспансионистская налогово-бюджетная политика будут удерживать инфляцию на высоком уровне", – считают во Всемирном банке.
Каким должен быть "зеленый" переход?
В связи с тем, что экономика Казахстана, как было сказано выше, все еще остается в большой зависимости от продажи нефти и газа, переход на глобальный "зеленый" переход в ней будет затруднен.
Однако, как считают во Всемирном банке, бездействие в этом направлении обойдется дороже не только властям нефтедобывающего Казахстана, но и всем странам мира. Так, при сохранении нынешней траектории к 2050 году один только экономический ущерб от изменения климата может привести к сокращению объема мирового производства приблизительно на 10% по сравнению со сценарием, не предусматривающим изменение климата.
"Переход к безуглеродной экономике, вероятно, приведет к изменению состава ВВП, поскольку ресурсы будут переориентированы с потребления на удовлетворение значительных потребностей в инвестициях. И, хотя дефицит инвестиций можно частично профинансировать за счет углеродных налогов, эти налоги, как правило, носят регрессивный характер", – говорится в отчете банка.
К тому же более строгие природоохранные нормативы, скорее всего, станут тяжелым бременем для не окрепших домохозяйств (по сравнению с остальными). В результате социально уязвимым домохозяйствам могут потребоваться дополнительные государственные выплаты, которые создадут еще большее давление на государственный бюджет.
С учетом этих расходов для достижения амбициозных "зеленых" целей Казахстану необходимо будет привлекать частных инвесторов.
"Для этого нужны благоприятный национальный климат с низким уровнем рисков, сильная конкуренция и меры, стимулирующие приток капитала. Первостепенное значение для этого амбициозного начинания имеет формирование эффективной регуляторной среды наряду с надлежащим контролем за соблюдением экологических стандартов", – отмечается в докладе Всемирного банка.
Приоритеты для выхода из кризиса
Эксперты банка назвали приоритеты, которые помогут республике преодолеть вызовы времени. Первый – это сдерживание пандемии, в том числе за счет ускорения вакцинации. Это остается ключевым шагом в краткосрочной перспективе.
Второй приоритет – повышение конкурентоспособности и привлечение инвестиций в недобывающие отрасли.
Третий приоритет – переход к низкоуглеродной экономике при поддержке ценообразования на энергию, регуляторных реформ и государственных инвестиций, которые способствуют смягчению последствий и адаптации к изменению климата.
Кульпаш Конырова