В случае разрушительного землетрясения в южной столице ущерб может составить 20% ВВП страны. Сейсмологи призывают предотвращать последствия уже сейчас.
Региональный координатор Всемирного банка по управлению рисками стихийных бедствий в Европе и Центральной Азии Хуакин Торо озвучил результаты исследования, которое официально будет опубликовано в декабре.
- Разрушительное землетрясение в Алматы может стоить стране от 14 до 20 процентов ВВП. Вы понимаете, что это гигантская сумма. Мы советуем обратить все внимание на модернизацию и усиление сейсмостойкости зданий. В этом городе много зданий, которые строились еще во времена Советского Союза, и все они требуют модернизации, – заявил он на Центрально-Азиатском форуме по снижению рисков землетрясений, организованного представителями Всемирного банка.
В свою очередь начальник отдела по сейсмической оценке и геоэкологии Института геологии, сейсмостойкого строительства и сейсмологии Академии наук Республики Таджикистан Анатолий Ищук сообщил, что при оценке сейсмических рисков важно учитывать вторичные последствия.
- Как показывает жизнь, большей частью люди гибнут не из-за того, что сотрясаются и разрушаются какие-то сооружения, а из-за вторичных последствий: селей, оползней, наводнений, – говорит он. – К сожалению, почти никто из ученых Центральной Азии этим анализом не занимается. Предположим, на какой-то реке стоит гидроэлектростанция. Ее оценили: устойчивая конструкция, риска, казалось бы, никакого. Но чуть выше имеется определенный склон, который может образовать оползень, а он перегородит речку. Вот так и возникнет критическая ситуация. В Таджикистане был как раз такой случай. Электростанцию затопило, дело чуть не дошло до эвакуации оборудования. Эти вещи обязательно надо учитывать.
Такие исследования должны проводить специалисты, а их, по мнению ученого, через несколько лет станет не хватать.
- Пока есть, кому работать, но это до поры до времени. В Центральной Азии в сейсмологию привлекается мало молодежи, потому что академические организации, как правило, имеют очень ограниченный бюджет. Молодые люди не хотят работать за маленькие зарплаты, и их можно понять. Что делать? Поднимать благосостояние людей. Или давать молодежи гранты на несколько лет. Это проблема системная по всему региону. Я не знаю ни одного фонда, который готов бы был платить специалистам. Они готовы предоставить оборудование, организовать тренинги, но доплачивать людям хотя бы за двухлетний проект не хотят. Что уж говорить о чиновниках, которые все, что угодно профинансируют, только не здравоохранение и безопасность. Возьмем землетрясение в турецком Измире в 1999 году, когда погибло 25 тысяч человек. Через 2 года силами турков в Стамбуле и Лос-Анджелесе был создан крупнейший в мире центр по управлению системами рисков. Туда стекается информация со всего мира, и вероятность таких последствий снизилась. Нехорошо так говорить, но может, нужно дождаться, пока нас тряхнет, как следует, чтобы чиновники решили вкладывать деньги в безопасность? Ведь один доллар, вложенный в предотвращение ситуации, экономит 5 долларов на ликвидацию последствий.
Директор Института сейсмологии РК Танаткан Абаканов заявил, что в Казахстане теоретически имеется возможность свести к нулю вероятность разрушительного стихийного бедствия.
- Мы уже отправили на рассмотрение в правительство все данные проведенных нами исследований. Необходимо начать реализацию метода снижения возможного напряжения в геологической структуре северного Тянь-Шаня в течение ближайших двух лет. Метод заключается в сбросе напряжения во всей земной коре северной части Тянь-Шаня и доведения его до уровня, не представляющего опасности. Разрядка будет произведена за счет нескольких сотен мелки колебаний на расстоянии 70-80 километров от Алматы. Уже готовы все исследования, теперь нужно финансирование, – заключил Танаткан Абаканов.
Анна Мариинская