АО "Актюбинский рельсобалочный завод" (АРБЗ) начинает наработку собственной клиентской базы. Основным потребителем АРБЗ является АО "НК "Қазақстан темір жолы", которое в рамках десятилетнего контракта с АРБЗ ежегодно приобретает порядка 74 тыс. тонн рельсов. При этом в 2016 году завод планирует произвести 100 тыс. тонн рельсов. Оставшиеся 26 тыс. тонн планирует реализовать среди других местных потребителей и отправить на экспорт.
С начала года завод произвел восемь тыс. тонн рельсовой продукции, в том числе 6,5 тыс. тонн было отгружено на внутренний рынок. Стоимость тонны продукции составляет 218 тыс. тенге с НДС. В числе покупателей рельсов филиал АО "НК КТЖ "Дирекция магистральной сети", ТОО "Теміржол жөндеу", ТОО "Компания "Жол жөндеуші", ТОО "Концерн "Найза-Құрылыс", ТОО "Теміржол Құрылыс Жоба" и ТОО "Индастри ЛТД".
Первая партия отечественных рельсов отправится на экспорт - в Россию, уже в августе, сообщил abctv.kz начальник отдела реализации АРБЗ Ербол Мергенов.
"На Россию мы пойдем. Сейчас у нас будет заключаться договор на поставку рельсов промышленных – не магистральные рельсы, а для подъездных путей. 560 долларов в среднем тонна стоит. Сейчас пилотный объем порядка 700 тонн отправим - от этого будут зависеть дальнейшие объемы", - сказал он. По его словам, в целом имеется договоренность на поставку в Россию четырех тыс. тонн рельсов.
Господин отметил, что продукция АРБЗ получается дешевле для российских потребителей по сравнению с местной за счет девальвации тенге и небольшого транспортного "плеча". Другими рынками для казахстанской рельсовой продукции станут Узбекистан, Таджикистан, Белоруссия, Грузия и Кыргызстан.
Господин Мергенов считает, что 2017 год будет более продуктивным для АРБЗ, поскольку о последнем будет знать больше потребителей.
"Пока мы на рынок входили, а на следующий год все нас будут знать. Это раз. Второе – сейчас они закладывают в проекты рельсы АРБЗ. Не российские рельсы, а прописывают наш казахстанский стандарт", - сказал он, отметив, что компании, выигравшие такие тендеры в России, затем будут покупать рельсы в Казахстане.
Однако, кроме КТЖ, речь пока идет только о кратковременных контрактах. Но АРБЗ намерен находить стратегических партнеров.
"У нас сейчас ведутся долгосрочные переговоры с ERG. Мы тоже планируем сделать им поставку первой партии в 500 тонн в этом году для ССГПО и те, кто входит в эту компанию, тоже будут брать у нас", - сказал Ербол Мергенов.
Текущая мощность АРБЗ составляет 200 000 тонн термоупрочненных длинномерных (до 120 м) рельсов для высокоскоростных магистралей в год. В 2017 году запланирован выпуск крупносортового фасонного проката - после выхода на полную проектную мощность в 2018 году завод будет выпускать 430 тыс. тонн проката в год, в том числе 200 тыс. тонн рельсов для высокоскоростных магистралей и 230 тыс. тонн фасонной продукции (уголок, швеллер) для строительного сектора. 70% от необходимого финансирования проекта в 82,7 млрд тенге было предоставлено АО "Банк развития Казахстана".
Жанболат Мамышев