Встретили ожесточенное сопротивление госорганов по сокращению закупок из одного источника – Жумангарин

10807

По данным антимонопольного агентства, удалось исключить лишь три основания из имеющихся 52.

Встретили ожесточенное сопротивление госорганов по сокращению закупок из одного источника – Жумангарин

Если смотреть на динамику госзакупок, то можно увидеть, что доля закупок из одного источника снизилась по сравнению с 2018 годом, когда она составляла 48%, в 2019 году была на уровне 34%, в 2020 году – 40%. Суммарно за 5 лет из одного источника закуплено товаров, работ и услуг на сумму 7,7 трлн тенге. Об этом сегодня на площадке Оpen Space МИА "Казинформ" сообщил председатель агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин.

Он озвучил основные проблемы в государственных закупках. В их числе необоснованно завышенные требования к закупкам, лоббирование интересов определенных поставщиков, объединение с конкурентом для создания мнимой конкуренции в целях исключения проведения повторных закупок, отсутствие интереса экономии бюджетных средств со стороны заказчика, 52 основания для проведения закупок из одного источника путем прямого заключения договора.

По его словам, агентство внесло в парламент пятый антимонопольный пакет и первым делом обратило внимание на сокращение оснований из одного источника.

"Из 52 мы хотели сократить 25 оснований, встретили ожесточенное сопротивление государственных органов. 17 оснований мы предлагали полностью исключить, к сожалению, удалось исключить только три", – рассказал Серик Жумангарин.

Таким образом, исключены следующие основания: приобретение товаров по ценам, установленным законодательством РК; приобретение услуг по обработке данных статистических наблюдений; приобретение услуг по доверительному управлению имуществом лица, определенного законодательством РК.

Основание, где агентство предлагало ограничить применение из одного источника, поддержано по 6 направлениям. В их числе приобретение услуг, относящихся к сферам естественных монополий; приобретение товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации технологических нарушений; приобретение товаров и услуг, когда государственные закупки включены в годовой план при его уточнении; приобретение государственным органом товаров, работ и услуг при наличии заключения антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров у субъектов рынка, принадлежащем государству. Кроме того, в данный список вошли следующие основания: приобретение материалов выставок, семинаров, конференций, совещаний, форумов, симпозиумов, тренингов, а также оплаты за участие в указанных мероприятиях, когда данные государственные закупки включены в план закупок при его уточнении; приобретение имущества активов, реализуемого на торгах-аукционах судебными исполнителями, а также в соответствии с законодательством о реабилитации и банкротстве.

В агентстве отмечают, что данные нововведения позволят передать в конкурентную среду 50 млрд тенге.

"Другая важная особенность государственных закупок заключается в том, чтобы не только сокращать основания, но и сокращать тех, кто пользуется этими основаниями и покупает из одного источника. У нас в законе есть понятие "государственная монополия", когда государство имеет право ограничивать конкуренцию там, где этого требует национальная безопасность, обороноспособность страны, защита прав и свобод граждан и так далее. На сегодняшний день 18 государственных монополий, и все они жестко регулируются", – продолжил глава агентства.

Но также, по его словам, имеется институт государственных и частных операторов, и они законодательно имеют право покупать без конкурса. Фактически это инструмент, введенный для того, чтобы обойти нормы закона о госзакупках и нормы Предпринимательского кодекса, касающиеся госмонополии. Поэтому глава государства дал поручение разобраться с этими операторами. По словам Серика Жумангарина, в международной практике есть такое понятие, как товар или услуга общеэкономического значения. То есть на определенной территории он должен употребляться большинством населения. Агентство проанализировало деятельность данных операторов и увидело, что из 51 частного государственного оператора в 18 регулирования не требуется. Они осуществляют прежде всего социальные услуги и никакого влияния на бизнес не оказывают. Например, Центр международных программ "Болашак", "КазахТуризм", Кazakh Invest и так далее. Они остаются и работают как есть.

 У 24 операторов есть все признаки того, что они требуют государственного регулирования. Из них 16 – государственные предприятия, четыре предприятия являются частным, 4 – квазигосударственные предприятия, которые имеют специальные права.

"Чем отличаются исключительные права от специальных? Исключительное право означает жесткое ограничение конкуренции – на территории только этот субъект может оказывать определенный вид деятельности, например "КазТрансГаз", "КазахстанГарышСапары" и другие. Специальное право, когда другие компании могут оказывать такие же услуги, например, "Казахтелеком", "Казпочта", потому что есть альтернативные операторы в данном случае.

"По 11 предприятиям мы приняли кардинальные меры: по двум оптимизировали виды деятельности, по 9 лишаем статуса операторов – решено 5 из них приватизировать, 4 оставить подведомственными организациями госорганов без статуса оператора, соответственно, без каких-либо привилегий. Все наши предложения предварительно поддержаны администрацией президента, но в целом мы планируем до конца 2025 года 20-25 операторов лишить статуса, очистить поле. Это даст доступ МСБ к порядка 47 млрд тенге", – резюмировал Серик Жумангарин.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться