Трансформация высшего образования через цифровизацию стала темой обсуждения Евразийского форума по обеспечению качества в образовании.
"Если говорить об университетах, то на сегодня они не являются абсолютными монополистами в предоставлении знаний высшего образования. Мы все свидетели того, насколько быстро и экспансивно развились образовательные ресурсы, онлайн-обучение, и в этом плане оно создает другую конкурентную среду. Буквально недавно наш министр образования отмечал, что необходимо лицензировать и онлайн-вузы. Но дело в том, что в любом случае этот подход даже с учетом лицензирования никак не будет создавать дополнительных конкурентных возможностей для нас, если мы не будем развиваться так же гармонично в этой IT-среде", – говорит проректор по академической работе Satbayev University Ринат Искаков.
В том числе это касается и преподавателя, который сидит в аудитории в окружении совершенно нового поколения.
"Я скажу вам, что мой собственный ребенок уже в два года неосознанно работал с электронными гаджетами, а в три года уже осознано, и так все дети органично вживлены в эту IT-среду. Для них любой гаджет – это все равно что для вас пишущая ручка. Поэтому обойти этот факт невозможно", – отметил он.
По его словам, на сегодня трудно предугадать развитие рынка не только на три-четыре года вперед, но и даже на следующий.
"Я был бы осторожен в тех подходах рассмотрения неких фантастических атласов профессий, профессий будущего, которые, на мой взгляд, могут быть не реализованы. Они могут быть просто ложной ветвью, когда цивилизация пойдет вообще в другую сторону. И в этом контексте для вузов очень важно понимать, что мы должны переходить от модели подготовки специальностей к набору неких компетенций, которые будут важны нашим выпускникам, навыков, которые они могут использовать, чтобы быть конкурентными на рынке. Вы можете построить образовательную программу, но через четыре года после выпуска студентов по этой программе, к сожалению, может оказаться, что этой специальности нет на рынке. Она может исчезнуть гораздо быстрее, чем мы ожидаем. И в этом контексте, безусловно, компетенции и навыки, которые вы даете студенту, они более важны", – считает спикер.
Айгуль Тулекбаева