Ввести привилегии для казахстанских перевозчиков не представляется возможным – МИИР

1322

В министерстве рассказали, как будут поддерживать автотранспортные компании, осуществляющие международные грузоперевозки.

Ввести привилегии для казахстанских перевозчиков не представляется возможным – МИИР Фото: etoday.kz

Работа по поддержке отечественных перевозчиков проводится, как и переговоры с зарубежными странами, по дополнительному обмену бланками разрешений. Такой ответ на депутатский запрос последовал от исполняющего обязанности министра индустрии и инфраструктурного развития Еркебулана Дауылбаева. Однако в действительности многие вопросы еще не имеют решения, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

А все ли хорошо, прекрасная маркиза?

Напомним, 16 мая inbusiness.kz писал о том, что российские и белорусские компании в обход санкций получают казахстанские номера на большегрузы, выбирают бланки разрешений и беспрепятственно въезжают в Европу. Чем такая кампания может обернуться для Казахстана и как защитить отечественных перевозчиков, говорили депутаты и эксперты. Они прогнозировали, что эта ситуация может обернуться для Казахстана санкциями. Но от МИИР на запрос депутатов поступил позитивный и обнадеживающий ответ. Хотя, судя по отзывам народных избранников, информация, полученная от ведомства, их не радует. И они даже охарактеризовали ее известной фразой "Все хорошо, прекрасная маркиза!". Но хорошо ли на самом деле?

"На сегодняшний день отечественные перевозчики осуществляют перевозки грузов в рамках межправительственных соглашений об автомобильном транспорте, заключенных с 42 странами мира, из которых 34 предусматривают полностью разрешительную систему для перевозок грузов, 6 – только для перевозок в/из третьих стран и 2 предусматривают безразрешительную систему проезда. В этой связи ежегодно с учетом интересов отечественного рынка международных автомобильных перевозок производится паритетный обмен бланками разрешений с иностранными уполномоченными органами (порядка 140 тыс. единиц), которые распределяются в автоматизированной системе и по заявке выдаются отечественным перевозчикам, имеющим допуск к указанному виду перевозок", – указано в ответе ведомства.

По данным министерства, на перевозках в дальнее зарубежье задействовано порядка 350 отечественных компаний с парком автотранспортных средств 7615 единиц. В то же время на территории Казахстана осуществляют деятельность 41 совместное предприятие с участием субъектов 13 стран и общим парком порядка 2000 единиц.

"Необходимо отметить, что при проведении работ по определению квоты обмена бланками разрешений каждое государство формирует свою позицию исходя из потребности перевозчиков своих сторон. Тем самым отдельные государства для поддержки своих перевозчиков ограничивают квоту для казахстанской стороны, что, соответственно, отражается на полном удовлетворении потребности отечественных перевозчиков. В этой связи автоматизированная система (АС) распределения иностранных бланков разрешений (ИБР) производит их закрепление за конкретным перевозчиком. В настоящее время с учетом поступающих обращений и изменений геополитической ситуации работа по совершенствованию автоматизированной системы продолжается", – пояснил Дауылбаев.

Кроме того, вице-министр добавил, что, принимая во внимание правовые обязательства, имеющиеся у Казахстана в рамках международных договоров, и то, что деятельность находится в конкурентной среде, введение на государственном уровне приоритетного права или привилегий отечественным предпринимателям при перевозке грузов автомобильным транспортом не представляется возможным. Но МИИР ведет работу по созданию благоприятных условий для отечественных перевозчиков.

Ограничить регистрацию иностранного автотранспорта тоже невозможно

Прокомментировали в министерстве и четыре меры, озвученные депутатами. На предложение разработать меры регулирования в отношении иностранных компаний, работающих в сфере услуг на территории Казахстана, с учетом защиты национальных экономических интересов страны на период действия международных санкций. В ведомстве ответили, что одним из факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности Казахстана на рынке международных перевозок, является численность парка грузовых транспортных средств, работающих на международных перевозках.

В настоящее время доля казахстанских перевозчиков составляет 30%, но количество парка автотранспортных средств, задействованных в международных перевозках других стран, превосходит количество парка отечественных перевозок. Чиновники от министерства привели в пример то, что в Польше в перевозках задействовано 247 тыс. большегрузов, в Турции – 69 тыс., в Литве – 38 тыс., в Украине – 30 тыс., в РФ – 34 тыс. единиц. Поэтому вопросы по пополнению казахстанского парка автотранспортных средств, задействованных в международных перевозках, коррелируются экономическим интересом страны. Что касается введения ограничения для регистрации иностранных автотранспортных средств в Казахстане, то на законодательном уровне это не представляется возможным.

Что ж такое? Чего не хватишься... ничего нет

На предложение народных избранников проверить и усилить контроль над компаниями, не использующими выделенные бланки разрешений, предусмотреть порядок их возврата в электронном формате. В МИИР ответили, что работа ведется и в мае комитетом транспорта прекращены действия удостоверений допуска 43 недобросовестных субъектов предпринимательства и более 3000 карточек допуска на автотранспортные средства, которые им были выданы.

"С начала текущего года в АС введен функционал по фиксации некорректной сдачи ИБР, по итогам которого зафиксировано 68 таких фактов. За 2021 год приостановлена выдача разрешений пяти перевозчикам по восьми фактам, в текущем году – трем перевозчикам по девяти фактам. Что касается возврата ИБР в электронном виде, то еще с 21 апреля этого года по этой функции введен пилотный проект", – пояснили в ведомстве.

И на просьбу предоставить льготные условия для таможенной очистки и лизинга новых автотранспортных средств, покупаемых казахстанскими автопредприятиями, в министерстве подчеркнули, что ничего изменить нельзя, поскольку величина таможенной пошлины установлена единой для государств-участников в рамках Евразийского экономического союза.

План есть, работа ведется

Зато что касается последнего предложения депутатов по необходимости провести двухсторонние переговоры со странами Евросоюза и добиться увеличения квоты на объем перевозок, в том числе увеличить квоту на трехсторонние бланки разрешений, в ответе МИИР четко прозвучало, что работа ведется.

"Ввиду последних событий на мировом рынке грузоперевозок активизировались перевозки грузов автотранспортом по маршруту ТРАСЕКА (Казахстан (портКурык) – Азербайджан (порт Баку) – Грузия (порт Поти/Батуми) – порты стран ЕС (Констанца и Варна)). В этой связи нами произведены дополнительные обмены бланками разрешений с Грузией, Азербайджаном и Турцией. Также ведется работа по дополнительному обмену бланками разрешений с Латвией, Литвой, Польшей, Болгарией, Венгрией и Бельгией. Также необходимо отметить, что основные международные перевозки грузов осуществляются с оформлением книжки Международных дорожных перевозок (TIR), выдаваемой КазАТО своим членам. По информации КазАТО, с момента введения ограничения с европейскими странами от новых предприятий с участием представителей иностранных государств заявок для вступления в данный союз не поступало", – подчеркнули в МИИР.

Таисия Колевид