Соответствующие нормы содержатся в проекте закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации", который был рассмотрен на расширенном заседании комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сената парламента 28 марта. Законопроектом требования законодательства РК приводятся в соответствие с требованиями ИКАО.
"Поэтому основное – это ужесточение требований авиационной безопасности. Авиационной безопасности первой линии досмотра, службы расследований авиационных инцидентов и прочие моменты, которые позволят усилить данную работу. Табакокурение – это одна из поправок – оно будет приравнено к нарушениям, которые могут повлечь угрозу безопасности полетов. За это вплоть до уголовной ответственности. Мы полагаем, и я думаю, депутаты поддержат нас, это достаточно серьезный инцидент, который не должен рассматриваться как ненарушение правил безопасности полетов. Сейчас предусмотрена административная ответственность. Если это будет угроза безопасности, то там будет и административная, и уголовная ответственность", - сказал вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр позднее журналистам.
Он отметил, что обязательств по установке видеорегистраторов в кабине пилота нет и не планируется.
"Обязательного требования по установке видеорегистраторов не было, но многие компании устанавливают их. Количество я сейчас вам сказать не могу, но во многих самолетах стоят они", - сказал г-н Скляр.
Вице-министр также прокомментировал череду воздушных инцидентов на бортах авиакомпании "Эйр Астана" в марте.
"Каждый авиационный инцидент тщательно расследуется нашим министерством. Причина, по которой он произошел, естественно, будет озвучена, в том числе и в СМИ. Мы из этого не делаем никакой тайны. Даже новый авиационный борт может быть подвергнут каким-то поломкам, но важно, как себя ведет экипаж, как ведет себя компания, и причины, которые привели к данному авиационному инциденту, - сказал Роман Скляр. - Если к данному авиационному инциденту привели причины несвоевременного технического осмотра, технического освидетельствования и ремонта данных бортов, тогда, конечно, будут приниматься меры воздействия к данной компании. Если же авиационный экипаж действовал строго по инструкции, в соответствии с внутренними правилами, правилами ИКАО, то, соответственно, претензий к экипажу данной авиакомпании нет".
Он отметил, что в рамках своих приказов министерство хочет переформатировать работу в целях усиления ответственности авиакомпаний в случае обнаружения нарушений за совершенные ошибки, которые привели к авиационным инцидентам.
"Речь идет о различных мерах воздействия: административных и вплоть до уголовных. Сейчас также существует, но мы хотим проревизировать внутренние документы министерства и ужесточить требования. Это касается не только одного приказа, это касается многих приказов. В марте месяце у нас произошло 4 авиационных инцидента, которые привели к возврату авиационных судов в порт вылета, - все одной компании", - сказал вице-министр.
При этом он напомнил, что расследование продолжается.
"Давайте дождемся результатов расследования, которое проводит специальный департамент нашего министерства, и мы позже их озвучим. В каждом случае есть своя причина, и она будет тщательно проанализирована и доведена до сведения", - сказал Роман Скляр.
Напомним, 24 марта в пресс-службе МИРа сообщили, что причиной инцидента, случившегося с воздушным судном Embraer 190 авиакомпании АО "Эйр Астана", рейс КС109, следовавшим из Алматы в Бишкек, послужило выключение двигателя номер один экипажем вследствие срабатывания сигнализации падения давления масла.
"По предварительным данным расследования, причиной стал отказ самой системы сигнализации. По результатам совещания было принято решение по разработке совместных комплексных мероприятий, направленных на повышение уровня обеспечения безопасности полетов. Будет проведена работа по внесению изменений в нормативно-правовые акты в сфере гражданской авиации касательно усиления ответственности авиакомпаний за обеспечение безопасности полетов", - отмечалось в распространенном сообщении.
В самой авиакомпании подтвердили, что самолет, выполнявший 22 марта рейс КС109 из Алматы в Бишкек, вернулся в международный аэропорт Алматы по технической причине. Причиной стало выключение экипажем двигателя № 1 вследствие появления информации о падении давления масла. Самолет совершил посадку в штатном режиме.
В "Эйр Астане" сообщили, что техперсоналом авиакомпании выполнен комплекс работ по выявлению причины указанной неисправности. Было подтверждено, что появление информации о падении давления масла вызвано ложным срабатыванием системы сигнализации. Двигатель был осмотрен и запущен на земле. Никаких следов утечки масла не обнаружено, отметили в авиакомпании.
Вылет рейса был запланирован на 20.30 по местному времени 22 марта, однако борт вернулся в международный аэропорт Алматы по технической причине. 7 марта в международном аэропорту Алматы приземлился Boeing 757 с отказавшим двигателем. Пострадавших в ходе аварийной посадки не было. Кроме того, 8 марта вылетевший в Атырау борт "Эйр Астана" вернулся в аэропорт Алматы из-за сбоя навигационного оборудования.
15 марта глава национального авиаперевозчика Питер Фостер сообщил журналистам, что расследование последних авиационных происшествий еще продолжается.
"В целом, если брать статистику, то показатель авиационных происшествий у авиакомпании "Эйр Астана" очень низкий. Тот факт, что была замена двух двигателей в течение практически трех дней – это такой исключительный случай, если хотите, по двум исключительным механическим дефектам. Я хотел бы еще раз повторить, что ни в одном из этих случаев не было ни малейшего риска для пассажиров", - сказал он.
Он отметил, что посадка была осуществлена экипажем в полном соответствии со стандартами тех процедур, которые существуют для таких случаев.
"Конечно, любое такое происшествие мы рассматриваем с полной серьезностью. Я хотел бы заверить вас, всех пассажиров и публику в целом в том, что точность и надежность нашей организации технического обслуживания и процедур технического обслуживания авиакомпании всегда стоит на первом месте, и мы уделяем максимальное внимание этому вопросу", - заверил г-н Фостер.
Он напомнил, что все самолеты авиакомпании проходят регулярное и запланированное техническое обслуживание и проверки.
"То есть этот процесс мы никоим образом менять не планируем, но я думаю, всех больше всего интересует определенный инцидент, потому что он второй по счету, связанный именно с Airbus Neo. Этот самолет абсолютно новый, то есть был поставлен авиакомпании прямо с завода в прошлом году, и уже за это время на этом самолете было две незапланированные замены двигателя. Данные проблемы, в принципе, для индустрии известны. Производителем данного двигателя является компания "Пратт энд Уитни", - рассказал Питер Фостер. - Даже мои коллеги из авиакомпании "Люфтганза" знакомы с этими проблемами. "Пратт энд Уитни" со своей стороны очень усердно работает над устранением данных проблем, и, как я уже сказал, со своей стороны мы также работаем с "Пратт энд Уитни", чтобы как можно быстрее эти проблемы решить".
Глава авиакомпании отметил, что новые воздушные суда такого типа будут поставляться в Казахстан только после подтверждения устранения ранее выявленных недостатков.
"Они постоянно информируют нас о результатах полетных тестов, которые осуществляют. Со своей стороны мы уверены, что в краткосрочном плане эти проблемы будут решены, и те новые самолеты этого типа, которые авиакомпания "Эйр Астана" будет получать, они уже будут без этих проблем. Хотелось бы напомнить, что на данный момент во флоте авиакомпании самолет этого типа всего один, соответственно, мы с этими проблемами хорошо знакомы, и новые самолеты будут поставлены после того, как мы получим подтверждение устранения недостатков. Они уже будут без этих проблем", - резюмировал Питер Фостер.
Жанболат Мамышев