Правительство презентовало в сенате проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2016-2018 годы".
Правительство внесло в сенат проект изменений в бюджет текущего года. Необходимость изменений была обусловлена корректировкой базовых макроэкономических параметров на основе которых производятся бюджетные проектировки. Так, Министерство национальной экономики понизило рост ВВП Казахстана с 2.1% до 0,5% в 2016 году. Кроме того, изменена прогнозная цена на нефть с 40 до 30 долларов за баррель, а также курс национальной валюты к доллару США с 300 до 360 тенге за доллар. В результате коррекции подверглись как доходная, таки расходная часть республиканского бюджета, а также увеличен дефицит с 1.6% до 2% к ВВП. При этом правительство для его финансирования не предполагает прибегать к новым заимствованиям, а собирается решить проблему за счет "заведения свободных остатков прошлого года". "С учетом заданных параметров дефицит республиканского бюджета составит 902,7 млрд. тенге или 2,0% к ВВП с увеличением на 179,2 млрд. тенге за счет заведения свободных остатков прошлого года", - заявил министр финансов Бахыт Султанов. Показатели инфляции остались в прежнем диапазоне 6-8%. Здесь следует отметить что в январе инфляция в годовом исчислении, по данным Нацбанка, составила 14,4%. Однако она, по мнению замглавы Нацбанка Олега Смолякова, имеет тенденцию к снижению. "В первую неделю февраля инфляция составила 0,7%, однако уже во вторую неделю этот показатель равнялся 0,1", - сообщил он.
В результате в целом доходы бюджета увеличатся на 420 млн тенге, прежде всего за счет арифметического пересчета размера трансфера из Национального фонда по курсу 360 тенге за доллар, что даст дополнительно 721 млрд тенге. В тоже время доходы бюджета уменьшатся на 402 млрд тенге, за счет снижения темпов развития экономики, в частности номинального ВВП на 3%, номинального ВДС на 1,5%, импорта на 8,3%, что в сумме составит 108 млрд тенге, Снижения экспортной таможенной пошлины на нефть с 40 до 20 млрд долларов -250,6 млрд тенге., синжения объемов добычи нефти с 77млн тонн до 74 млн. тонн – 21 млрд тенге, отнесения месторождений ТОО "Корпроация Казахмыс" к категории низкорентабельных - 16,3 млрд тенге а также других фпкторов на сумму 6,1 млрд тенге. Частично это компенсируется за счет пересчета курса что даст дополнительно 70 млрд тенге и поступлений разовой платы за выделение частот ТОО "Кар-тел", АО "Кселл" и АО "Алтел" на сумму 32 млрд тенге. В результате разница с запланированными доходами составит 420 млрд тенге дополнительных поступлений. Однако правительство также запланировало и увеличение расходной части бюджета на 600 млрд тенге. Как следствие дефицит бюджета вырос до 2% ВВП, а ненефтяной дефицит увеличился с 8,1% до 10,4%.
Что касается расходов республиканского бюджета то они предусматриваются в сумме 8 266,8 млрд. тенге. Увеличение расходных статьей бюджета состоит из следующей направлений. Первое – реализация антикризисных мер в рамках направлений госпрограммы "Нурлы Жол" на общую сумму 240,5 млрд. тенге за счет целевого трансферта из Нацфонда.
Второе – финансирование дополнительных расходов в результате изменения макропоказателей на сумму 300 млрд. тенге. Это курсовая разница по взносам в международные организации и содержание учреждений за рубежом, по реализации автодорожных проектов, импортным лекарствам и обслуживания правительственного долга. Здесь также предусматриваются 77,1 млрд. тенге на поддержание стабильности местных бюджетов. Что касается конкретных отраслей и ведомств, то наибольший профит от уточнения бюджета получили социальная сфера и здравоохранение, образование, транспорт, культура и спорт. Так же увеличен объем средств направляемых на подготовку к Экспо и Универсиаду. Расходы силовых структур и госорганов остались без изменений.
В частности, расходы на социальную сферу в рамках затрат Министерства здравоохранения и социального развития составят 2 998 млрд. тенге с увеличением на 124,5 млрд. тенге от утвержденного плана.
Из них 5,8 млрд. тенге выделяются на дальнейшую реализацию электронного здравоохранения в рамках ратифицированного Соглашения с Международным Банком Реконструкции и Развития. 55,7 млрд. тенге предусмотрены на увеличение тарифа по оказанию медицинской помощи в целях восполнения стоимости лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. За счет данных средств предполагается покрыть дефицит в результате удорожания стоимости импортных лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, что обеспечит доступ населению к качественной медпомощи.
63 млрд. тенге предусмотрены на реализацию мероприятий актуализированной "ДКЗ-2020", а именно реализации инфраструктурных проектов, предоставление микрокредитов, строительство общежитий для трудовой молодежи, а также на субсидирование затрат работодателей, связанных с сохранением рабочих мест, и обучение.
В целом, мерами содействия занятости планируется охватить порядка 60 тысяч человек, с созданием более 13 тысяч рабочих мест в рамках реализации инфраструктурных проектов.
Что касается образования и науки, то 27,9 млрд. тенге – это дополнительные расходы на строительство 42 новых школ для ликвидации трехсменности обучения и аварийности школ за счет целевого трансферта из Нацфонда. 18,9 млрд. тенге на реализацию мероприятий новой Государственной программы развития образования и науки, в том числе 14,8 млрд. тенге на проведение продолжающихся научных исследований по программно-целевому и грантовому финансированию, а 8,5 млрд. тенге на выплату курсовой разницы по программе "Болашак" и оплату труда зарубежных преподавателей и ученых, в том числе в Назарбаев Университете.
В целом, расходы на культуру и спорт в 2016 году составят 91 млрд. тенге с увеличением на 34,5 млрд. тенге от утвержденного плана.
На реализацию мероприятий по подготовке к Универсиаде 2017 года предусмотрено 28,8 млрд. тенге за счет целевого трансферта из Нацфонда
Это завершение строительства двух Ледовых арен на 12 и 3 тыс. мест (10,9 млрд. тенге), а также организация и проведение мероприятий Универсиады (17,9 млрд. тенге).
Кроме того, в рамках расходов Министерства национальной экономики предусмотрено 4,8 млрд. тенге за счет целевого трансферта из Нацфонда на развитие систем водоотведения объектов Универсиады 2017 года.
На реализацию второго этапа Государственной программы индустриально-инновационного развития предусмотрены расходы в сумме 24,9 млрд. тенге, что на 11,2 млрд. тенге больше утвержденного плана.
На реализацию Единой программы поддержки и развития бизнеса "ДКБ 2020" предусмотрено 60,3 млрд. тенге с увеличением на 22,1 млрд. тенге от утвержденного плана.
На сельское хозяйство в 2016 году запланированы расходы в объеме 220,3 млрд. тенге с увеличением на 27,0 млрд. тенге.
Из них, на капитализацию АО "НАХ "КазАгро" для реализации государственной политики по стимулированию развития агропромышленного комплекса и финансирования Казахстанско-Венгерского инвестиционного фонда прямых инвестиций предусмотрено 25 млрд. тенге за счет перераспределения специального резерва.
2 млрд. тенге выделяются на реализацию продолжающихся научных исследований в области аграрной науки (животноводства и ветеринарии, растениеводстве, водного хозяйства, лесного и животного мира).
На реализацию Программы "Агробизнес-2020" на 2016 год предусматривается 83 млрд. тенге с ростом на 5,6 млрд. тенге за счет перераспределения внутри расходов Министерства сельского хозяйства.
На реализацию Программы развития регионов в уточненном бюджете предусмотрены средства в сумме 128,2 млрд. тенге с ростом на 61 млрд. тенге.
На продолжение реализации Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года планируется выделить в 2016 году 466,3 млрд. тенге с ростом на 41,3 млрд. тенге.
Александр Константинов