Вырастить местного туриста

16371

Почему в регионы Казахстана не едут иностранные туристы и зачем ходить на экскурсии по родному городу.

Вырастить местного туриста

Согласно данным Комитета статистики РК, обороты туристической отрасли растут. Динамика показателей обслуженных местами размещения туристов, объема оказанных услуг идет вверх. Если в 2014 году, по данным комитета, в республике зафиксировали около 5,1 млн внутренних и иностранных туристов, то в 2018 году эта цифра выросла до семи млн человек. Плюс к этому статистика стала учитывать так называемых самоорганизованных туристов, которых за прошлых год насчитали 4,8 млн человек. Это те самые люди, кто не платил за проживание, а значит, не был учтен в основном потоке туристов. Почти пять млн человек, по данным комитета по статистике, жили в так называемых бесплатных местах проживания (в том числе палатках), у родственников, на съемных квартирах. По большому счету речь идет о тех, кто предпочитает приехать на отдых на день-два на личном транспорте, раскинуть палатку, отдохнуть "дикарем". Работники туристической отрасли такой отдых называют "туром выходного дня". И этот вид отдыха в доле местного туризма растет быстрее всего.

В Костанае недавно свое трехлетие отметило единственное в регионе экскурсионное бюро. Оно было открыто при господдержке – грантовое финансирование. По словам руководителя бюро Гульмиры Капеновой, они осознанно создают продукт, который не зависит от внешних условий и качества работы партнеров.

"Мы разрабатываем туры выходного дня, экскурсии по городу или области, а также стараемся развивать приключенческий природный туризм, когда люди изначально не нацелены на комфорт. Туры выходного дня растут быстрее всего, потому что просто сходить в поход – это проблема. У нас этим летом классы заказывали походы на то же Каменное озеро (излюбленное место отдыха костанайцев, расположенное неподалеку от города – прим. авт.)", – отметила Гульмира Капенова.

Самыми популярными пакетами у костанайцев и гостей города стали именно туры выходного дня. Это поездки в Наурзумский заповедник, который с первых дней работы экскурсионного бюро держит пальму первенства по популярности. В этом году костанайцы стали активно покупать простые походы с ночевкой и без. Стоимость невеликая: две тысячи тенге с человека, если идешь на день, и около пяти тысяч тенге – если с ночевкой. При этом пакет подразумевает формат "все включено", от палаток до сладостей к чаю.

Однако пока большого потока клиентов, в масштабах области, здесь нет. По данным, предоставленным самим бюро, за первые шесть месяцев 209 года его услугами воспользовалось чуть больше тысячи человек. В первый, 2016-й год работы было и вовсе 132 туриста. Тем не менее собственная статистика компании показывает, что рост идет в геометрической прогрессии. За полгода 2019-го клиентов оказалось чуть меньше, чем за весь 2018 год.

"Иностранного туриста пока отодвинули. Он пойдет только туда, где местный ходит. Вижу задачу нашего бюро в воспитании наших туристов, которые будут путешествовать по родному краю. Местному туристу нужны живое общение с гидом, разработанный маршрут и понимание, что он получит. Когда в соцсетях появятся наши туристы, которые будут рассказывать о своем опыте отдыха здесь, тогда появится осознанный иностранный турист", – уверена Гульмира Капенова.

Работники отрасли отмечают, что сегодня практически в каждом областном центре в той или иной мере работают подобные экскурсионные бюро, которые предлагают пакеты для поездок по региону или республике. Однако пока налаженных связей между ними по обмену туристами мало. Каждый отрабатывает свой регион, прорабатывает маршруты, оценивает их востребованность у клиентов.

Вопрос, который поднимают сегодня костанайские туроператоры – отсутствие промышленного туризма. Предприятия региона в большинстве своем не идут на контакт с экскурсионным бюро, а экскурсии на карьеры и в цеха производственных компаний носят разовый, нестабильный характер.

"Это системный вопрос. Возможно, это зависит от человека: кто-то загорится, соберет совещание. Критическая масса накопится, и дело пойдет. Может быть, больше запросов появится или какая-то программа примется, и мы попадем в это русло. Если бы все предприятия предусмотрели день в месяц на проведение экскурсий, тогда формировать группы могло бы экскурсионное бюро, не важно, какое. Может, на базе предприятия будет создана такая служба. Это пошло бы на пользу всем. Ведь промышленный туризм – это не только реклама самих компаний, но и мощная профориентационная работа", – отметила Гульмира Капенова.

Как показывает практика, сложность в работе с экскурсионными бюро и аналогичными им организациями заключается в том, что стоимость услуг порой зависит от кошелька клиента. Стабильного прайса, графика работы, понятного объема оказываемых услуг у части подобных организаций нет. Положительным примером в этом смысле могут служить экскурсионные бюро Алматы, Нур-Султана и Кокчетава, где внутренний туризм более развит. Пакеты по посещению Боровской курортной зоны, экскурсии по городу – это уже отработанные маршруты с понятной логистикой и ценовой политикой. Отсюда и растущий спрос. Участники внутреннего туристического рынка говорят, что ситуация меняется каждый год: потенциальных партнеров и принимающих организаций становится все больше. Увеличивается и количество привлекательных для туристов мест. А значит через несколько лет ситуация на внутреннем рынке изменится. Хорошо бы, чтобы в лучшую сторону.

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться