/img/tv1.svg
RU KZ
РТС 1 080,41 Hang Seng 23 739,48
KASE 2 222,90 FTSE 100 5 576,46
DOW J 22 042,24 Пшеница 556,40
Вырастить местного туриста

Вырастить местного туриста

Почему в регионы Казахстана не едут иностранные туристы и зачем ходить на экскурсии по родному городу.

20 Июль 2019 08:35 11570

Вырастить местного туриста

Автор:

Татьяна Шестакова

Новости

Все новости

Согласно данным Комитета статистики РК, обороты туристической отрасли растут. Динамика показателей обслуженных местами размещения туристов, объема оказанных услуг идет вверх. Если в 2014 году, по данным комитета, в республике зафиксировали около 5,1 млн внутренних и иностранных туристов, то в 2018 году эта цифра выросла до семи млн человек. Плюс к этому статистика стала учитывать так называемых самоорганизованных туристов, которых за прошлых год насчитали 4,8 млн человек. Это те самые люди, кто не платил за проживание, а значит, не был учтен в основном потоке туристов. Почти пять млн человек, по данным комитета по статистике, жили в так называемых бесплатных местах проживания (в том числе палатках), у родственников, на съемных квартирах. По большому счету речь идет о тех, кто предпочитает приехать на отдых на день-два на личном транспорте, раскинуть палатку, отдохнуть «дикарем». Работники туристической отрасли такой отдых называют «туром выходного дня». И этот вид отдыха в доле местного туризма растет быстрее всего.

В Костанае недавно свое трехлетие отметило единственное в регионе экскурсионное бюро. Оно было открыто при господдержке – грантовое финансирование. По словам руководителя бюро Гульмиры Капеновой, они осознанно создают продукт, который не зависит от внешних условий и качества работы партнеров.

«Мы разрабатываем туры выходного дня, экскурсии по городу или области, а также стараемся развивать приключенческий природный туризм, когда люди изначально не нацелены на комфорт. Туры выходного дня растут быстрее всего, потому что просто сходить в поход – это проблема. У нас этим летом классы заказывали походы на то же Каменное озеро (излюбленное место отдыха костанайцев, расположенное неподалеку от города – прим. авт.)», – отметила Гульмира Капенова.

Самыми популярными пакетами у костанайцев и гостей города стали именно туры выходного дня. Это поездки в Наурзумский заповедник, который с первых дней работы экскурсионного бюро держит пальму первенства по популярности. В этом году костанайцы стали активно покупать простые походы с ночевкой и без. Стоимость невеликая: две тысячи тенге с человека, если идешь на день, и около пяти тысяч тенге – если с ночевкой. При этом пакет подразумевает формат «все включено», от палаток до сладостей к чаю.

Однако пока большого потока клиентов, в масштабах области, здесь нет. По данным, предоставленным самим бюро, за первые шесть месяцев 209 года его услугами воспользовалось чуть больше тысячи человек. В первый, 2016-й год работы было и вовсе 132 туриста. Тем не менее собственная статистика компании показывает, что рост идет в геометрической прогрессии. За полгода 2019-го клиентов оказалось чуть меньше, чем за весь 2018 год.

«Иностранного туриста пока отодвинули. Он пойдет только туда, где местный ходит. Вижу задачу нашего бюро в воспитании наших туристов, которые будут путешествовать по родному краю. Местному туристу нужны живое общение с гидом, разработанный маршрут и понимание, что он получит. Когда в соцсетях появятся наши туристы, которые будут рассказывать о своем опыте отдыха здесь, тогда появится осознанный иностранный турист», – уверена Гульмира Капенова.

Работники отрасли отмечают, что сегодня практически в каждом областном центре в той или иной мере работают подобные экскурсионные бюро, которые предлагают пакеты для поездок по региону или республике. Однако пока налаженных связей между ними по обмену туристами мало. Каждый отрабатывает свой регион, прорабатывает маршруты, оценивает их востребованность у клиентов.

Вопрос, который поднимают сегодня костанайские туроператоры – отсутствие промышленного туризма. Предприятия региона в большинстве своем не идут на контакт с экскурсионным бюро, а экскурсии на карьеры и в цеха производственных компаний носят разовый, нестабильный характер.

«Это системный вопрос. Возможно, это зависит от человека: кто-то загорится, соберет совещание. Критическая масса накопится, и дело пойдет. Может быть, больше запросов появится или какая-то программа примется, и мы попадем в это русло. Если бы все предприятия предусмотрели день в месяц на проведение экскурсий, тогда формировать группы могло бы экскурсионное бюро, не важно, какое. Может, на базе предприятия будет создана такая служба. Это пошло бы на пользу всем. Ведь промышленный туризм – это не только реклама самих компаний, но и мощная профориентационная работа», – отметила Гульмира Капенова.

Как показывает практика, сложность в работе с экскурсионными бюро и аналогичными им организациями заключается в том, что стоимость услуг порой зависит от кошелька клиента. Стабильного прайса, графика работы, понятного объема оказываемых услуг у части подобных организаций нет. Положительным примером в этом смысле могут служить экскурсионные бюро Алматы, Нур-Султана и Кокчетава, где внутренний туризм более развит. Пакеты по посещению Боровской курортной зоны, экскурсии по городу – это уже отработанные маршруты с понятной логистикой и ценовой политикой. Отсюда и растущий спрос. Участники внутреннего туристического рынка говорят, что ситуация меняется каждый год: потенциальных партнеров и принимающих организаций становится все больше. Увеличивается и количество привлекательных для туристов мест. А значит через несколько лет ситуация на внутреннем рынке изменится. Хорошо бы, чтобы в лучшую сторону.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Из карантина выйдут не все компании

Порядка 80% объектов сферы турбизнеса не имеют запаса прочности.

05 Апрель 2020 08:12 343

Из карантина выйдут не все компании

Туристская отрасль Казахстана, которая насчитывает более 10 тыс. субъектов предпринимательства, это как малый, средний бизнес, так и крупные участники рынка, оказались в очень непростой ситуации. Все они в ожидании пакета мер по поддержке отрасли, которые президент страны поручил разработать правительству еще в середине марта. Такова была реакция Касым-Жомарта Токаева на открытое письмо от туристской ассоциации в связи с распространением коронавируса и введением режима ЧП в стране.

Вектор – на внутренний туризм

Даже если карантин завершится в апреле, отрасль заработает не ранее июня, считают представители павлодарских компаний. Это по оптимистическим прогнозам. В Павлодарской области только зарегистрированных в реестре турорганизаций, более 90 компаний. На сегодня остались без работы уже более 200 человек, и это только половина поданных заявок на соцпомощь.

По мнению руководителя ОЮЛ «Туристическая ассоциация Павлодарской области» Гульмиры Отаргалиевой, срочно поменять сферу деятельности достаточно сложно.

«У каждого из работников, конечно, есть дипломы учителей, инженеров, переводчиков и прочее. Но в этом бизнесе работают не по году или два, есть компании, которые 20 лет на рынке. И вспомнить свою первоначальную специальность, наверное, сложно, но возможно. Если прижмет. Но мы надеемся на то, что сможем выжить, сместив акцент на внутренний туризм. И здесь необходима поддержка государства», – сообщила inbusiness.kz предпринимательница.

В качестве примера может стать Алтайский край, где 7% ВВП дает именно внутренний туризм. И правительством края сделано много для его развития. В чем состоит эта поддержка. Например, есть рекомендация министерства образования края для проведения трех экскурсий для школьников в течение учебного года. Тематика их направлена как на патриотическое воспитание, так и на профподготовку. Причем экскурсия проводятся не за счет бюджета, ее оплачивают родители.

«Если бы наше областное управление образования давало бы такие рекомендации, то можно было бы развивать данное направление. Навскидку в регионе стоит посмотреть Баянаул, Экибастуз и экскурсию по Павлодару. Если мы хотим, чтобы наше подрастающее поколение было воспитано в патриотическом духе, то надо делать так, как было в советское время. Экскурсия по областному центру раз в год была обязательная, чтобы дети знали о месте, где они живут. Тот же угольный разрез «Богатырь» входит в десятку туристических объектов по Казахстану, а мы его не показываем. Для нашего бизнеса это было бы подспорьем», – уверена Гульмира Отаргалиева.

И тут, по ее мнению, важно, чтобы каждый занимался своим делом. Если это экскурсия, то делать это должны профессиональные гиды, а не водители автобуса или преподаватели. По мнению руководителя ассоциации, настал момент, когда турбизнесу нужна помощь, и данная форма работы может реально удержать на плаву тех, кто готов меняться.

Верните наши денежки

Остро стоит вопрос о средствах, которые были взяты с туристов на раннее бронирование отдыха. На сегодня их нет ни у турагентов, работающих в регионах, ни у туроператоров, которые отправили их авиакомпаниям и на бронирование мест в отелях.

«Вернуть одномоментно такие деньги – это невозможно. Сейчас, в принципе, решены вопросы о заморозке этих средств по курсу валюты на момент их поступления, ряд операторов, вышедших на связь, дают почти полтора года гарантии на продление уже оплаченных отпусков. Но есть категория туристов, которая будет настаивать на аннулировании договора. Не могу пока назвать общую цифру по региону, только на примере моей компании могу сказать, что речь идет о сумме порядка 10 млн тенге, и это притом, что у меня не самое большое количество броней. Надеемся на поддержку государства, главное, чтобы не было банкротств. Если предприятия будут работать, значит, мы сохраним деньги туристов. Они смогут ими воспользоваться, пусть и не сейчас», – отметила Гульмира Отаргалиева.

По оптимистическому сценарию, за время карантина уйдут с рынка 60% бизнеса в туристической отрасли, в худшем случае – до 80%. Туризм – на 90% женский бизнес. Многие в одиночку поднимают детей. Даже при открытии границ, беря во внимание низкую покупательскую способность основой части казахстанцев, данная сфера еще долго не сможет восстановиться, считают опрошенные inbusiness.kz турагентства.

В ВКО на внутренний туризм особо не рассчитывают

Тридцать туристических компаний Восточно-Казахстанской области обратились с письмом местный акимат, региональную Палату предпринимателей и в адрес президента, заявив о крайне сложной ситуации в сфере туризма, как по всей стране в целом, так и на территории ВКО. По их мнению, туристический рынок терпит значительные убытки, его деятельность практически остановилась. В качестве мер поддержки предлагается перечень послаблений.

«Освободить участников туристского рынка на 12 месяцев от выплаты КПН за 2019 год и других обязательных налогов и платежей в бюджет без начислений пени и штрафов. Освободить на тот же срок от уплаты пенсионных отчислений, подоходного налога и взносов на обязательное медицинское страхование. Отсрочить платежи по кредитам без начислений пени и штрафов на 12 месяцев для юридических лиц, основным видом деятельности которых является туризм, а также физических лиц, занятых в сфере туризма», – и это далеко не полный список предлагаемых к принятию мер.

Пока в правительстве не дошли руки до данной сферы бизнеса, руководитель туристической фирмы Limpopo Travel Мария Русина из Усть-Каменогорска сообщила inbusiness.kz, что с 1 апреля вынуждена была отправить в отпуск без содержания восемь сотрудников.

«Буду подавать заявку, чтобы им выплачивали минимальную зарплату. Уже месяц работы никакой нет. При этом я должна заплатить людям за отработанный период, налоги, аренду помещения. Эта нагрузка ложится на бизнес. Прогнозы не радуют, т. к. сфера туризма на сегодняшний день пострадала, наверное, больше всех. Она первой почувствовала на себе мощный экономический удар», – отмечает предпринимательница.

К слову, все предложения областных ассоциаций туризма, поступившие в региональные палаты предпринимателей, отправлены в головной офис «Атамекена», и уже там они будут предлагаться для рассмотрения депутатам мажилиса парламента.

«На сегодня мы помогаем в решении насущных вопросов, не терпящих отлагательства. Например, выплата минимальной заработной платы сотрудникам турфирм, отправленным в отпуск без содержания. На сегодня уже 36 заявок одобрено», – сообщил inbusiness.kz представитель региональной ПП Павлодарской области Амир Баисов.

Кроме того, бизнес получил кредитные каникулы на 90 дней. Индивидуальным предпринимателям и субъектам малого и среднего бизнеса предоставят отсрочки платежей по кредитам, включая основной долг и вознаграждение. Данный процесс запущен. Получили турфирмы и освобождение от налога на имущество до конца года. К сожалению, в большинстве случаев помещения в аренде.

Марина Попова

Как авиаперевозчики справляются с тем, что натворил коронавирус

Из-за коронавируса авиарынок «рухнул». Самолеты не летают, билеты не продаются, пассажиры грозят исками.

02 Апрель 2020 11:44 2140

Как авиаперевозчики справляются с тем, что натворил коронавирус

Фото: rbc.ru

16 марта границы Казахстана оказались закрытыми и авиасообщение остановилось – только спецрейсы эвакуировали казахстанцев из разных стран мира, чтобы защитить людей от заражения коронавирусом. К такому развитию событий никто готов не был. Пандемия COVID-19 обернулась туррынку многомиллионными потерями. Индустрия турбизнеса готовится к череде банкротств.

«Клиенты обоснованно отменяют свои поездки и требуют возврата своих денег. Авиакомпании не могут вернуть деньги туроператорам, потому что внесли предоплату за авиатопливо и за техническое обслуживание воздушных судов», – написала на своей странице в Facebook председатель фонда «Туристік Қамқор» Инна Рей.

Беспрецедентный объем запросов

В авиакомпаниях говорят, что можно поменять дату вылета или вернуть деньги за билет.

«Мы понимаем, что в настоящее время вы испытываете сложности с изменением или отменой своих поездок, – говорится в опубликованном на сайте Air Astana обращении президента авиакомпании Питера Фостера. – Мы рассчитывали перевезти 500 000 пассажиров только в марте этого года».

На фоне режима ЧП Air Astana ежедневно получает сотни тысяч обращений. Как уверяет Питер Фостер, сотрудники колл-центра и офисов по продаже билетов стараются максимально оперативно все обработать, но объемы запросов беспрецедентны. И с этим столкнулись все авиакомпании мира.

«Время обработки запросов отнимает дольше времени, чем обычно. Поэтому мы понимаем ваше разочарование, но просим всех клиентов отнестись с терпением и пониманием. За все 18 лет не было случая, чтобы Air Astana не выполнила свои обязательства перед клиентами. И это останется неизменным», – уверяет президент авиакомпании.

Но правда в том, что пассажирам, которым не повезло купить билет в самый пик пандемии, вернуть назад деньги, может, и не получится.

Худшее время: возвраты, убытки, иски

Убытки из-за режима ЧП авиаперевозчики несут, конечно, огромные. И вернуть деньги всем требующим возврата пассажирам они не могут.

«Air Astana вернет полную сумму за билеты, включая и невозвратные, за рейсы, которые пришлось отменить до 15 апреля», – сообщил менеджер по корпоративным коммуникациям авиакомпании Тлек Абдрахимов.

Но здесь есть один нюанс. На сайте авиакомпании SCAT, в частности, сообщается следующее:

«Авиакомпания будет готова начать выплату возвратов после возобновления авиасообщения по РК и за ее пределы, а по возможности и раньше».

Если власти продлят ограничительные меры, то несостоявшиеся пассажиры в лучшем случае смогут очень нескоро получить назад деньги, уплаченные за билет. При худшем развитии событий возврата может не быть вообще. Это, в общем-то, подтвердили и в объединенных онлайн-сервисах по бронированию билетов Aviata и Chocotravel.

«В обычное некризисное время возвраты осуществляются за счет средств от продажи билетов. Например, в один день от определенной компании продается сто авиабилетов, делается три возврата, мы вычитаем эти возвраты из суммы выручки и оставшуюся сумму перечисляем в авиакомпанию», – рассказал корреспонденту inbusiness.kz Николай Мазенцев, СЕО компаний Aviata и Chocotravel.

Как рассказал Мазенцев, в нынешней ситуации, когда все рейсы по Казахстану отменены, возвратов гораздо больше. Перевозчики сейчас столкнулись с непростой ситуацией: у них нет продаж на будущие рейсы, плюс теперь им нужно осуществлять возвраты по всем направлениям всем клиентам. Изначально у ряда авиакомпаний была политика – они делали возвраты не деньгами, а ваучерами. Ваучер – это аналог стоимости билета, на который в будущем можно приобрести билет или получить скидку у компании. Это вызвало большую волну негатива от клиентов, поэтому авиакомпании решили возвращать стоимость билетов деньгами.

«Теперь уже не мы перечисляем деньги в компании, а они нам. Такая же схема работает и с билетами на ж/д направление. Мы работаем с КТЖ через компанию-посредника Instant Payment, которая помогает нам проводить все возвраты, – говорит СЕО Aviata и Chocotravel. – На данный момент многие авиакомпании должны перечислить нам большие суммы, чтобы мы в свою очередь вернули их клиентам. Мы согласовываем с компаниями график передачи средств, сейчас у нас уже есть внутренние отчеты по каждому перевозчику, чтобы понимать, какая компания уже осуществила возврат средств, а какая нет».

Процесс возврата непростой

Стоимость возврата – считается сумма возврата по правилам авиакомпании. В случае отмены рейса клиент, как правило, должен получить 100% возврат, несмотря на то, что все игроки туррынка несут расходы, связанные с оформлением, бронированием и прочим.

«Как проходит процесс возврата: клиенты обращаются к нам через личный кабинет с запросом на возврат, мы делаем расчет в зависимости от того, отменен рейс или клиенты просто хотят сдать билет на рейс, который пока не отменен. Тогда мы считаем возврат по правилам авиакомпании, потому что возможны какие-то штрафы. После того как клиент подтверждает сумму, мы осуществляем технический возврат и проверяем по реестру, поступили ли деньги от авиакомпании для возврата. Если нет, то заявка клиента отправляется в очередь по возврату», – продолжает Мазенцев.

Судя по комментариям в соцсетях, подавляющему большинству несостоявшихся пассажиров вернуть деньги за авиабилеты пока не получается. Некоторые клиенты уже даже отправляли свои досудебные претензии к Chocotravel и Aviata.

«Мы стараемся делать возвраты по расписанию, и они забирали претензии, поэтому в суд никто на нас не подавал. Сейчас многие клиенты обращаются по поводу возвратов, мы просим их проявить терпение – мир столкнулся с беспрецедентной ситуацией, когда все рейсы попросту отменены, а авиакомпании не могут осуществить возвраты всем сразу», – говорят в онлайн-сервисах по бронированию билетов.

Между тем глава группы компаний Chocofamily Рамиль Мухоряпов во время онлайн-конференции с блогером Алишером Еликбаевым в Instagram, заявил, что, по его ожиданиям, авиакомпаниям понадобится около двух-трех месяцев, чтобы восстановиться после режима ЧП.

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: