Выживаемость бизнеса: с 2018-го из 39 тысяч малых компаний закрылись 75%

2015

​О чем говорит эта цифра, тревожный ли это маркер и что делать?

Выживаемость бизнеса: с 2018-го из 39 тысяч малых компаний закрылись 75% Фото: info-rm.com

Эти вопросы стали предметом дискуссии в очередном выпуске программы "Время говорить" на Atameken Business. Уровень выживаемости в своем исследовании представил Jusan Analytics. Аналитики рассмотрели жизненный путь  малых компаний, открытых в 2017 году.

Inbusiness приводит текстовый фрагмент дискуссии.

Данил Москаленко:

 Господин Куандыков, ну дайте, пожалуйста, Ваш комментарий по поводу вот этого уровня выживаемости. Что я сейчас, собственно, процитировал. По миру у нас 50%  это пятилетний срок, у нас всего 18? В чем причина?

Ануар Куандыков, управляющий директор Jusan Analytics:

– На самом деле МСБ – драйвер любой экономики. Увидел, что вы показали 34-36%. Это доля МСБ в структуре ВВП. Мы посмотрели, сравнили с другими странами, это меньше. В развитых странах это 50% и выше. Задались вопросом: в чем проблема? Мы выделяем одну из основных проблем – это низкая производительность МСБ. Если посмотреть разницу производительности между крупными и мелкими компаниями Казахстана, то она достигает пяти раз. Тогда как в мире это в два раза. Именно производительность является хорошим показателем эффективности МСБ. Отсюда и его низкая выживаемость. Мы рассмотрели жизненный путь почти 39 тысяч малых компаний, открытых в 2017 году. И критическим оказался второй год их жизни. То есть по итогам 2018 года 75% этих компаний уже закрылись. Проблемы, которые влияют на МСБ, – это проблемы все экономические.

Данил Москаленко:

 Госпожа Калиева, Ваша оценка уровня развития МСБ Казахстана с учетом того, что недавно у нас госпожа Годунова заявила: теневая экономика  это 3-4 трлн тенге. Получается, что выгодно работать в тени предпринимателям?

Талант Калиева, финансовый аналитик:

– Насчет "выгодно ли работать в теневой экономике" я не могу комментировать, наверное. Но относительно такого феномена, как теневая экономика... во-первых, это в любой экономике есть. Что касается уровня, у нас это 20% ВВП – теневая экономика. Возвращаясь же к жизнеспособности МСБ, я бы хотела сказать два момента. Первый: в экономике, где превалируют природные ресурсы, доля МСБ всегда будет ниже, чем даже в схожих странах. Второй момент – касательно культуры МСБ. А что касается выживаемости, действительно...

Данил Москаленко:

 Ну это тревожный фактор? Смотрите, 497 из более чем 30 тысяч компаний выросли и остались на рынке. Остальные все позакрывались.

Талант Калиева, финансовый аналитик:

– Это больше 10%. И выживают в течение последних каких лет? И как они развиваются? Я бы здесь стала не только на количество смотреть, но и на доходы и активы. Я не знаю, насколько эти данные сегодня есть и насколько они правильные. Поэтому что касается МСБ, то это вопрос времени в том числе.

Данил Москаленко:

 Давайте поинтересуемся у господина Барышева. Скажите, пожалуйста, с учетом того, что вы видите, что сейчас актуально?

Максим Барышев, председатель  регионального Совета предпринимателей РПП "Атамекен", Алматы:

– Какие к нам обращаются предприниматели, с какими запросами. Самый основной запрос – это неподъемные ставки по кредитам. Итоговая ставка по кредиту – 21-25%. Почему так происходит? Происходит это из-за того, что у нас ставка Нацбанка – 16,75%. Что на сегодняшний момент является самой высокой ставкой среди стран ЕАЭС. Сразу же  предложу решение. Первое и очевидное решение – это снизить ставку Нацбанка... (технические проблемы).

Данил Москаленко:

 Прошу прощения. Переподключим господина Барышева. Вот вижу, что Ануар качает головой, когда Максим Барышев говорит о снижении ставки Нацбанка. А почему Вы против? Это освежит бизнес.

Ануар Куандыков, управляющий директор Jusan Analytics:

– Знаете, ставка – это отражение уровня состояния экономики. Мы видим, что структурная экономика у нас до сих пор высокая. Она, получается, снижается начиная с марта. Но тем не менее она находится гораздо выше таргета. Снижение ставки – это будет означать еще сильнее давление на уровень цен, давление инфляции. В конечном итоге мы получим то, что ставка еще сильнее вырастет.

Данил Москаленко:

 В Вашем исследовании Вы вывели, собственно, какие-то рекомендации? Что нам нужно сейчас, чтобы мы видели и по выживаемости хорошие показатели бизнеса, и его росту. Я понимаю, что там 2022 год нам показал 37% присутствие в ВВП страны, но, извините, у нас по НДС ставки изменились и все начали дробиться. И мы получили кучу "тоошек"...

Продолжение программы можно посмотреть по ссылке.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться