/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 404,63 Brent 36,55
Выживший в авиакатастрофе под Алматы: «Мое посадочное место – 15С»

Выживший в авиакатастрофе под Алматы: «Мое посадочное место – 15С»

Чудом спасшийся при крушении самолета Bek Air пассажир поделился своими переживаниями с журналистами.

12:08 27 Декабрь 2019 20437

Выживший в авиакатастрофе под Алматы: «Мое посадочное место – 15С»

Автор:

Борт авиакомпании «Бек Эйр» с регистрационным номером UP – F1007 потерпел крушение утром 27 декабря недалеко от аэропорта Алматы, в районе поселка Кызыл Ту. Лайнер, который направлялся в Нур-Султан, не смог набрать высоту – самолет вышел из-под контроля, врезался прямо в двухэтажное строение и разломился. В самолете находилось 93 пассажира и пять членов экипажа. Результате крушения погибли 12 человек и еще 12 находятся в крайне тяжелом состоянии, среди них восемь взрослых и четыре ребенка.

Одним из тех, кто спасся, стал Аслан Назаралиев. Так получилось, что Аслану досталось место в хвостовой части – 15С, и это спасло парню жизнь.

– Все шло по плану, – позже рассказывал Асан в интервью inbusiness.kz. – Все сели, самолет начал набирать высоту, как вдруг на борту началась тряска, которая усиливалась. Я лично почувствовал, что у самолета левое крыло как-то дернулось, а потом дернулось и правое. Самолет стало сильно трясти, качать, как лодку на воде, и при этом он продолжал набирать высоту.

Пассажиры начали плакать и кричать. Началась самая настоящая паника.

«Так продолжалось максимум минуту и всем стало понятно, что самолет вышел из-под контроля, – вспоминает Аслан минуты трагедии. – После этого самолет пошел вниз и как-то чуть наискось, а потом ударился об здание».

Никаких сообщений от капитана лайнера в минуты трагедии не было. А потом Аслан увидел, что носовая часть с кабиной пилотов словно раздавлена.

– Я сидел возле крыла в 15-м ряду, и уже передо мной, в 14-м ряду слева, человека зажало, а впереди вообще ничего не было видно, передняя часть самолета была как будто раздавлена. Это видно даже на фотографиях с крушения – передняя часть самолета до 14-го ряда отвалилась. Самолет полностью как-то развалился, на него еще похоже, что здание упало. Все погибшие люди – это те, кто сидел до 14-го ряда, а я сидел в 15-м ряду.

Кто-то из пассажиров открыл аварийный выход.

– Мы увидели справа аварийный выход, не знаю, кто его открыл, но через него мы стали выбегать и вылезать, кто как мог, – говорит Аслан.

Как и другие, кто выжил в авиакатастрофе, осознав, что произошло, Аслан стал помогать разбирать завалы, пытаться помочь людям.

«Мы стали вытаскивать людей, одного вытащили, кажется, уже мертвым, у него грудная клетка была проколота, и весь был в крови. У другого пассажира, которого мы пытались вытащить, нога полностью отрывалась. Через минут 15-20 появилась первая машина, потом вторая уже пожарная машина».

Теперь Аслан Назаралиев вполне может назвать 27 декабря 2019 года своим вторым днем рождения.

«Я пережил авиакатастрофу. Слава богу, со мной все в порядке, но очень жалко людей, которые погибли и получили ранения», – добавляет Аслан.

Суд вынес решение по делу Bek Air: авиакомпанию обязали вернуть пассажирам стоимость билетов

Судебное разбирательство между пассажирами и авиакомпанией завершено.

17 Июнь 2020 16:53 2042

Суд вынес решение по делу Bek Air: авиакомпанию обязали вернуть пассажирам стоимость билетов

Турксибский райсуд Алматы вынес решение по делу Bek Air в пользу пассажиров. С авиакомпании будет взыскана полная стоимость билетов за отмененные авиарейсы.

В оригинальном иске, поданном в апреле, комитет по защите прав потребителей МТИ РК предъявил авиаперевозчику претензии на 37 млн тенге. В коллективном иске были представлены интересы 560 человек. Однако в процессе комитет нашел еще 330 пассажиров и привлек их к делу. Сумма исковых требований увеличилась до 52 млн тенге.

Суд пришел к выводу, что права пассажиров были нарушены, и обязал авиакомпанию выплатить истцам деньги за несостоявшиеся полеты. Общая сумма взысканных средств составила 54 210 519 тенге. Сумма госпошлины составила 16 251 162 тенге.

«Суд решил исковое заявление комитета по защите прав потребителей МТИ РК удовлетворить. Признать право потребителей АО Bek Air на возмещение полной стоимости ранее приобретенных билетов на авиарейсы, которые были отменены не по вине потребителя», – зачитала решение судья.

Напомним, самолет Bek Air, который следовал из Алматы в Нур-Султан, потерпел крушение утром 27 декабря 2019 года. Сразу после взлета авиалайнер потерял высоту и столкнулся с бетонным ограждением. На борту находились 98 человек, 12 из них погибли. Второй пилот самолета Миржан Мулдакулов скончался через месяц.

Сертификаты эксплуатанта и летной годности авиакомпании были приостановлены до выяснения обстоятельств. Доклад по результатам расследования поставил точку – полеты Bek Air прекратились навсегда. Проверка Авиационной администрации Казахстана и компании Rolls Royce (производителя двигателей Fokker-100) выявила ряд серьезных нарушений требований безопасности.

Катерина Клеменкова

Дело Bek Air: сумма иска растет, ответчик не отвечает

С каждым новым заседанием сумма иска к Bek Air увеличивается. Теперь исковые требования пассажиров к авиакомпании составляют почти 52 млн тенге.

11 Июнь 2020 20:18 4059

Дело Bek Air: сумма иска растет, ответчик не отвечает

В Алматы продолжается суд по делу Bek Air, в котором клиенты авиакомпании массово требуют вернуть деньги за билеты. Количество пассажиров, присоединившихся к коллективному иску против перевозчика, самолет которого в конце прошлого года потерпел крушение близ Алматы, увеличилось. Теперь у Bek Air требуют вернуть деньги 890 пассажиров за 1636 билетов.

Компетентней неосведомленного

Судя по тому, как ведет себя на процессе представитель Bek Air, у пассажиров мало шансов вернуть деньги за отменившиеся поездки.

К примеру, на последнем заседании выяснилось, что коллективный иск адресован АО Bek Air – компании, которая непосредственно занималась перевозкой пассажиров, тогда как продажа билетов и оформление договоров находилось в компетенции ТОО Bek Air. Однако изучить учредительные документы этих двух компаний суд не может, перевозчик просто отказывается их предоставить.

На суде представитель ответчика Айнур Отарбаева утверждает, что: «заведено уголовное дело и, в связи с этим, компания не может предоставить никаких документов».

На вопрос судьи Алии Менлибаевой, что мешало обратиться в прокуратуру, ведь суд направил письмо с просьбой посодействовать в доступе к документам, Айнур Отарбаева ответила: «не было доверенности».

В свою очередь старший прокурор авиационной прокуратуры Айжан Тайбекова заявила, что представитель Bek Air просто некомпетентен или плохо осведомлен, так как финансовая документация компании, находящаяся на четвертом этаже, не изымалась.

Айнур Отарбаева сказала, что в здании нет четвертого этажа:

«Вы сами плохо осведомлены, в здании нет такого помещения и нет четвертого этажа», – возразила представитель Bek Air.

Пассажиры требуют возврата

Между тем, пассажиры пытаются доказать в суде, что авиакомпания обязана вернуть им деньги по аннулированным невозвратным билетам, так как проблемы Bek Air заставили не только пересмотреть свои планы и нести дополнительные расходы.

«Я покупала билеты 26 июля 2019 года. Да, билеты были приобретены за полгода до вылета рейса по направлению «Актау – Нур-Султан». В Нур-Султан мы улетели, а вернуться назад уже не получилось. Пришлось покупать билеты авиакомпании SCAT, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге», – рассказала свою историю Алтын Ильясова.

Ильясова рассказала, что пыталась дозвониться в call-центры авиакомпании и сервиса по продаже билетов Aviata, но безрезультатно.

«Я написала письмо на электронную почту и мне ответили: «Ждите». Пришлось сдать билеты. В Aviata обещали вернуть деньги сразу, как только они поступят от перевозчика».

В коллективном иске сумма Ильясовой составляет порядка ста тысяч тенге – это стоимость двух взрослых и двух детских билетов в одну сторону.

«Они мне должны вернуть около 75 тысяч за билеты и плюс мне пришлось купить другие билеты, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге».

Енлик Жаксылыкова купила билет на 28 декабря, а катастрофа случилась 27.

«Мы нигде не могли получить информацию – полетим или нет, – рассказала женщина. – Сначала нам сказали ждать, но потом ночью 28 декабря сообщили, что отменяются все рейсы. У меня было два билета из Уральска в Нур-Султан. Общая их стоимость – 73694 тенге. Мне пришлось вернуть билеты и поехать на поезде. Мои билеты относятся к тарифу «невозвратных», но авиакомпания обязана вернуть мне их стоимость, так как полет не состоялся и в этом нет моей вины».

Aviata в суде

В свою очередь представитель Aviata пояснил в суде, что позиция сервисной компании в данном вопросе «как бы очень своеобразная»:

«Мы занимаемся оформлением перевозок, которые, после того как все оформим, фактически становятся двусторонними отношениями между пассажиром и авиакомпанией. (…) Поэтому мы не можем повлиять на ситуацию».

Единственное, что делает руководство сервиса Aviata, по словам своего представителя в суде, каждый день звонит руководству Bek Air и интересуется, когда будут деньги, чтобы их вернуть несостоявшимся пассажирам. Ежедневные телефонные переговоры пока ни к какому результату не привели…

Следующее заседание назначено на 19 июня.

Катерина Клеменкова