Петропавловский предприниматель Владимир Чернюк объявил войну чиновникам, не принимающим устных обращений граждан.
С помощью профессиональных борцов с коррупцией он намерен добиваться исполнения Закона «О порядке рассмотрения обращений юридических и физических лиц» всюду и повсеместно.
За последнее время бизнесмен дважды поднимал вопрос устных обращений – сначала на совместном заседании общественного совета по противодействию коррупции и комиссии партийного контроля при областном филиале партии «Нур Отан», потом – на встрече с руководителями региональной палаты предпринимателей и департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции. И, кажется, нашел поддержку.
- В законе отсутствует прямое указание на то, что бизнесмен или любое другое физическое лицо может обратиться в госорган исключительно в письменном виде. Значит, должны существовать и устные обращения, – говорит Владимир Чернюк. – Но в госорганах нет возможности регистрации устных обращений, в том числе, по телефону. Все учреждения, куда я в течение этого года пытался обратиться устно – маслихат, статведомство, налоговые органы, «Казахтелеком», «Казпочта», Единый пенсионный фонд, «Севказэнерго» – не принимают устных обращений. В маслихате, например, мой вопрос решили только после вмешательства палаты предпринимателей. В органах статистики мне была назначена встреча с руководителем, которого в назначенное время на месте не оказалось. В пенсионном фонде просто отказали в устном обращении, несмотря на мое личное присутствие и наличие удостоверения личности. В таких условиях надо либо менять нормативно-правовую базу, оставив право на жизнь только письменным заявлениям, либо добиваться, чтобы существующая норма закона реализовывалась.
Бизнесмен подчеркивает: для многих предпринимателей взятка становится единственно верным и быстрым решением вопроса, потому что невозможно достучаться до госорганов. И требование о принятии устных обращений наравне с письменными – вовсе не каприз, а иногда единственно возможный вариант.
- Это касается бизнесменов, имеющих ограничения по здоровью, но тем не менее полноценно участвующих в бизнесе, – поясняет борец за справедливость. – Они не должны оставаться в стороне от взаимоотношений государства и бизнеса. Кроме того, посредством устного обращения порой можно быстрее решить вопрос. Судите сами. На письменное обращение ответ дадут через 15 дней, и этот ответ на почту попадает через 10-15 дней, ко мне – еще через 1-2 дня, в результате я получаю это ответ через 30-45 дней, даже 60. Все бы ничего, но иногда я получаю письменный ответ, который не соответствует моему вопросу. Я пишу еще раз – переписка может длиться и полгода, и год. А что такое эти сроки для бизнеса? За это время можно вообще закрыться.
Предприниматель предлагает проверить все государственные органы на предмет взаимодействия с бизнесом. А именно попросить отчет о количестве устных обращений. И похоже, на сегодня едва ли не единственной структурой, где с этим вопросом нет проблем, можно назвать департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции. Его руководитель Шынгыс Кабдула заверил, что в любой день лично готов принять человека с устным обращением:
- Вы можете или обратиться в круглосуточный call-центр, или прийти непосредственно в департамент практически в любое время суток – мы работаем допоздна. Лично я граждан принимаю ежедневно. Если обращение содержит информацию о правонарушениях, сразу же даю указание внести его в книгу учета информации, оттуда в течение суток либо включаем (при наличии признаков уголовного преступления) в Единый реестр досудебного расследования, и начинается досудебное расследование, либо передаем в дисциплинарный совет. При этом все факты также досконально проверяются, а где решение выносится коллегиально.
Руководитель антикоррупционного департамента не сомневается: устные обращения должны существовать наряду с письменными.
- Здесь вопрос в порядочности и регламенте работы того или иного органа – как они работают и как оказывают государственные услуги? Для этого, прежде всего, обращения должны записываться. Человек должен знать, что ведется запись, например, его телефонного обращения. А у нас на телефонах доверия не то, что не ведется запись, многие вообще не работают. Или люди получают ответ «Приходите завтра» – в таком ракурсе налажена работа многих госорганов, – говорит Шынгыс Кабдула. – Работа в этом направлении ведется. Если есть доказанные факты по обращениям граждан – когда есть неадекватная реакция со стороны чиновников, когда человек не может добиться ответа на поставленный вопрос – госслужащие наказываются вплоть до увольнения.
Диана Слинькова