Я почувствовал белую зависть — российский политолог о послании Токаева

198

По мнению Сергея Станкевича, перед нынешними гражданами Казахстана стоит "мирная, невероятно увлекательная и предельно амбициозная задача".

Я почувствовал белую зависть — российский политолог о послании Токаева Фото: из личного архива С. Станкевича

Президент Касым-Жомарт Токаев в послании народу обозначил курс на технологический скачок, политические реформы и участие в формировании новой архитектуры международных отношений. Сергей Станкевич, историк и политолог, независимый аналитик, в прошлом депутат парламентов СССР и России и советник первого президента РФ, видит в послании Касым-Жомарта Токаева масштабную программу прорыва, интересную как для Казахстана, так и для международного сообщества. Подробнее об этом – в интервью с экспертом.

– Сергей Борисович, какие месседжи в послании президента Казахстана показались вам важными не только для внутренней аудитории, но и для внешних игроков?

– В послании с первых фраз задан глобальный контекст: "мир вступил в новую историческую эпоху… нарастают противоречия между глобальными державами … увеличивается число войн и конфликтов". Отмечены источники угроз: растущее экономическое и технологическое неравенство, проявления "крайнего национализма", корыстные действия "деструктивных глобалистских сил". Президент Токаев, на мой взгляд, верно определяет свою лидерскую миссию – за время его правления страна должна избежать главных угроз, осуществить принципиальную модернизацию экономики и политсистемы, занять наиболее перспективное для себя и достойное место в новом миропорядке

Послание носит доктринальный характер, включает анонсы нескольких стратегических проектов, и потому – могу засвидетельствовать – текст всерьез изучается в международном экспертном сообществе.

 Послание президента Токаева в этом году носит название “Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию”. Как Вы оцениваете цель президента превратить Казахстан в полноценную цифровую страну за три года?

– Выделение темы ИИ как центральной было ожидаемым, но постановка вопроса, не скрою, меня сильно удивила. Риторика избрана просто революционная: "Нужно действовать решительно, промедление чревато самыми тяжелыми последствиями".  И это говорится не про природную катастрофу или угрозу нашествия, а про овладение новыми технологиями.  А дальше настоящая сенсация: "Мною поставлена стратегическая по своей важности задача превращения Казахстана в течение трех лет в полноценную цифровую страну". Я не знаю никакой другой страны, в которой была бы в таких словах поставлена задача поистине стремительной и тотальной цифровой трансформации с использованием технологий ИИ.

Честно признаюсь, после удивления я почувствовал… зависть. Хорошую, белую зависть – ақ қызғаныш. Мирная, невероятно увлекательная и предельно амбициозная задача выпала нынешним гражданам Казахстана. В такое время жить хорошо и интересно. Даже если за трехлетку не все до конца получится, сам прорыв за горизонт вполне может состояться. Если лидер с таким замахом сумеет собрать команду, адекватную поставленной цели, и не растерять ее в пути.

– В послании Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости сместить фокус инвестиций из сырьевого сектора в обрабатывающую промышленность и высокотехнологичные отрасли. На Ваш взгляд, какие сильные стороны Казахстана могут повлиять на приток "умного капитала"?

– В Казахстане давно говорят о необходимости производить и экспортировать не сырье и полуфабрикаты, а продукцию высоких переделов. В структуре ВВП Казахстана доля обрабатывающего сектора медленно доросла до 12,4% — это средний мировой показатель. Надо не идти, а орлом лететь выше. В России эта доля — 14,5%, а в Китае — 25,7%. Понятно, что нужен мощный приток капитала.

Астане нужна победа в мировой конкуренции за инвестиции, которых потребуется несколько сот миллиардов долларов. А для их прихода в Казахстан уже нужны стартовые деньги для коренного изменения базовой инфраструктуры – энергетической и транспортной. В послании говорится и про три АЭС, и про густую дорожную сеть. Кто это профинансирует и на каких условиях?

То, что в послании намечено в сфере создания благоприятного инвестиционного климата – просто бальзам и фимиам. Думаю, предпринимательские сообщества в России будут собираться, фоном включать музыку и вслух читать отдельные фрагменты.

И многим, я уверен, захочется поработать в таком Казахстане, где ликвидированы бюрократические завалы, есть защита прав инвесторов, налажен оборот цифровых валют и криптоактивов, где региональными СЭЗ по договорам управляют частные, в том числе иностранные компании. Мне понравился упор на интегрированные агрохолдинги, но я бы добавил еще и агропарки для малых и средних предпринимателей – видел в мире блестящие примеры.

От заявленной в послании идеи создания Alatau City – полностью цифрового города будущего – у среднего обывателя, я уверен, дух захватывает. Тут впору приглашать в проектную компанию Илона Маска, и я вовсе не шучу. Ему давно в США тесновато, а тут есть где применить всю мощь его интеллекта в сочетании с фантазией и бесстрашием. За Маском, кстати, и другие технолидеры потянутся – надо звать.

 Касым-Жомарт Токаев анонсировал новую конституционную реформу, направленную на ликвидацию сената и переход к однопалатной структуре парламента. В чем логика этой инициативы президента и какие есть аргументы в пользу этой реформы?

 Как человек, много лет изучавший мировые политические системы, скажу без реверансов: переход к однопалатному парламенту – реформа правильная именно для такой государственной сверхзадачи, которая описана в послании. Без привязки к мегапроекту все смотрелось бы иначе. Если для страны главное – удержание стабильности, двухпалатность амортизирует противоречия и гасит шоки. А в эпоху модернизационного прорыва однопалатный парламент позволит действовать в режиме интенсивного, по сути, революционного законотворчества. Не увязать в бессмысленных дебатах, не провоцировать внутренних столкновений, вообще не отвлекаться от главного. Однопалатность при правильном партийном составе обеспечивает целеустремленность.

– Можно ли рассматривать идею вынесения парламентской реформы на референдум как элемент узнаваемого стиля президента Токаева, который делает ставку на прямой диалог с обществом?

– На мой взгляд, тут референдум обязателен не только ради поддержания узнаваемого стиля. Президенту Токаеву нужен для прорыва бесспорный мандат общенародного доверия. Проголосовав за однопалатный парламент в контексте идей, заявленных в послании, граждане косвенно благословят Токаева и на исполнение миссии по революционной модернизации страны.

 Казахстан сохраняет курс на сбалансированную и конструктивную внешнюю политику. Как это отражено в послании Токаева?

– Для всего, что Токаев намерен осуществить внутри страны, ему жизненно необходима благоприятная внешняя обстановка, причем не на три года, а лет на десять-пятнадцать. Никаких конфликтов с соседями. Никакого участия в геополитических интригах. Надежность в союзничестве. Крайняя осмотрительность при сделках с внерегиональными силами, всегда имеющими двойные или тройные намерения в любых инвестиционных проектах.

У Токаева в этом смысле решающее конкурентное преимущество – обширный запас знаний и тотальный дипломатический опыт.

 Касым-Жомарт Токаев сообщил о планах выступить на Генассамблее ООН и представить свои предложения по реформированию Совета безопасности ООН. Какую роль, на Ваш взгляд, может играть Казахстан в формировании нового справедливого миропорядка?

 Дебаты о реформировании ООН и ее Совета безопасности идут давно. В год 80-летия организации они особенно оживились. Но для практических шагов нужна смена ситуации в международных отношениях. Новая "разрядка международной напряженности". Такие реформы не проводятся в обстановке столь жесткой военной конфронтации.

Дискуссия о переменах в ООН сейчас носит зондажный характер: отбираются на будущее наиболее перспективные варианты. Казахстан, как видный участник "шанхайской десятки", вполне может принять участие в формулировании общей позиции для государств, входящих в ШОС, по обоим направлениям. Как изменить институты глобального управления. И как сформировать новый справедливый миропорядок – без гегемона, без групповой монополии на создание "правил", обязательных для всех, и без сущей чумы для современных международных отношений – противоправных безответственных "санкций". 

Читайте по теме:

Послание Токаева: Казахстан отвечает на вызовы времени

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться