Суббота, 5 августа, чемпионат мира в Лондоне, вечерний финальный забег у мужчин в дисциплине 100 метров. В Астане – глубокая ночь, но казахстанские любители легкой атлетики, да и просто люди, мало-мальски знакомые со спортом, если не прильнули к экранам телевизоров в это время, то утром в воскресенье, 6 августа, обязательно просматривали результаты этого индивидуального забега на спортивных сайтах.
Потому что в этом забеге прощалась с профессиональной беговой дорожкой живая легенда легкой атлетики – и всего мирового спорта, ямайская "молния" Усэйн Болт. Потому что вместе с этим забегом уходила в прошлое легенда о человеке, опередившим физические возможности остальных бегунов, по мнению ряда ученых, лет так на тридцать. Потому что нет на этом свете другого атлета, треть тела которого, по утверждению ученых мужей, состоит из "супербыстрых мышечных клеток", позволяющих нестись по дорожке со скоростью 43,9 километров в час или 12,2 метра в секунду.
Усэйн Болт раздвинул горизонты возможностей человеческого тела, совершив качественный скачок: в 2009 году он пронесся по дистанции 100 метров в финале чемпионата мира в Берлине за 9,58 секунды, улучшив прежнее свое же достижение на пекинской Олимпиаде, установленное годом ранее, на 0,14 секунды. До этого, начиная с 1968 года, спринтеры в среднем улучшали мировой рекорд на дистанции 100 метров на 0,05 секунды за 10 лет. Более того, физики из астрофизического университета Осло рассчитали, что, если бы ямайская "молния" пробежала бы стометровку в Пекине в полную силу до самого финиша, то его результат уже тогда мог бы равняться 9,55 секунды.
И при всем при этом в отношении ямайца, который является восьмикратным олимпийским чемпионом (помимо стометровок, Усэйн Болт специализировался на дистанции 200 метров) и 11-кратным чемпионом мира, ни разу не возникало подозрений в употреблении допинга. При восьми мировых рекордах в карьере ему пришлось вернуть лишь одну медаль – "золото" эстафеты 4Х100 метров за чужие грехи. После того, как в июне 2016 года стало известно, что допинг-проба одного из его партнеров по этому забегу, Неста Картера дала положительный результат на наличие запрещенного метилгексанамина, Усэйн Болт был первым, кто заявил, что вернет медаль, если анализ подтвердится.
Легенда заслуживала того, чтобы уйти красиво, но в Лондоне вечером 5 августа ее прощальный индивидуальный забег завершился достаточно трагикомичным итогом. Пока Усэйн Болт и бросивший ему еще в полуфинале вызов 21-летний американец Кристиан Коуллмэн "пасли" друг друга на соседних дорожках, вперед вырвался другой представитель США – Джастин Гэтлин. Антипод чистой ямайской "молнии", побеждавшей за счет собственной природной силы, а не за счет "химии", дважды отбывавший дисквалификацию за допинг "накатил" по седьмой дорожке – и стал первым с результатом 9,92 секунды.
Кристиан Коуллмэн отстал от победителя на 0,02 секунды, Усэйн Болт – на 0,03 секунды. Отношение зрителей к этой развязке последнего индивидуального забега ямайской "молнии" было показательным: Джастин Гэтлин вместо аплодисментов подвергся обструкции, восхождение Кристиана Коуллмэна на пьедестал публика встретила равнодушно. А вот Усэйн Болт сорвал все зрительские эмоции, которые только может получить атлет: стадион аплодировал ему стоя на протяжении получаса (!), пока легенда пробегала вдоль трибун, приветствуя зрителей, многие из которых в этот вечер не стеснялись слез.
Многие ли великие актеры могут похвастаться подобным бенефисом, по окончании которого их на протяжении получаса будут вызывать на сцену на "бис"? Впрочем, это было не совсем последнее явление Усэйна Болта народу: 12 августа "молния" в Лондоне выйдет на старт эстафеты 4Х100 метров. И наверняка сборной Ямайки в тот день не нужно будет завоевывать золотые медали для того, чтобы трогательная сцена прощания с легендой, которая будет завершать пробег своей "четверки", повторилась. И растянулась больше, чем на полчаса: Усэйн Болт, с которым уходит целая эпоха не только в легкой атлетике, а во всем мировом спорте, заслужил повторения этого бенефиса. Который, впрочем, было бы логичнее и справедливее повторить с золотой медалью на груди…
Игорь Воротной