Южный квест: как сдать на права и остаться в живых

1634

Месяцами ждут очереди на сдачу вождения жители Шымкента и Туркестанской области.

Южный квест: как сдать на права и остаться в живых Фото: Ирина Абрамова

В настоящий непреодолимый квест превратилась у жителей третьего мегаполиса и Туркестанской области сдача вождения для получения различных водительских категорий, в очереди тысячи желающих, а полигон, как и машины на нем, в единственном экземпляре, передает корреспондент inbusiness.kz.

Причем битву за право пройти практический тест будущие автолюбители начинают еще задолго, как по времени, так и по расстоянию,  до того как окажутся за заветным рулем на автодроме. На подступах к спецЦОН очередь занимают с 7 утра, рассказывают и то, что некоторые месяцами не могут взять эту "высоту". В очередях, как оказалось, люди томятся сутками, неделями, но даже получение талона превращается в соревнование на выносливость. Сначала очередь фиксируется за воротами самими очередниками, а когда их распахивают, все равно выигрывает тот, кто бегает быстрее и обладает большей силой и шириной спины.

"Мой сын уже два месяца не может получить водительское удостоверение, я убедительно прошу, помогите нам. Мы пошли в очередь записываться в восемь часов вечера. Нам сказали, перекличка будет в 12 часов ночи, потом еще перекличка, потом в три часа утра еще перекличка, потом сказали, в шесть часов утра опять перекличка. И потом только пускают.  Вы поймите правильно, если 18-летний парень всю ночь не спал, как он может сдать на этой машине свое вождение?! А что там творится – это ужас. То коробка передач на китайском грузовике вышла из строя, а когда сделают, они сказать не могут", – жалуется один из посетителей спецЦОН Исматула Тулепбергенов.

"Здесь в очередь записываешься, потом получаешь талон, а там уже другая очередь, там уже не по времени, а по какой-то тетради, я подошел 153-й. Понимаете, многие люди с 11 вечера оставались ночевать, кто-то в четыре утра приезжает. Два дня ЦОН открывался в 8 утра, а мы заходили и уже сотые. А машина для теста начинает работать только с 11, а то и к обеду. То есть в день не больше 25-30 человек проходят экзамен. Мой сын еще в начале февраля сдал теорию, а на сдачу вождения всего полгода, если не успеем, то придется сначала начинать", – рассказывает посетитель спецЦОН Вячеслав Петров.

Люди жалуются, что для сдачи экзаменов транспорт есть не для всех категорий, к примеру, невозможно сдать на категорию А – мотоциклов в наличии не имеется. Претензии у курсантов и к машине для категории С1, жалуются, что китайский грузовик не соответствует требуемым параметрам. Но замначальника автоЦОН Саян Турегельдиев претензии отрицает, а ажиотаж у автополигона объясняет настойчивостью самих автолюбителей. Мол, только для страждущих власти собираются приобрести дополнительный автомобиль для сдачи экзамена, а пока возможности рассчитаны не более чем на 50 курсантов в день.

"Да, действительно, есть скопление людей. Чтобы этот вопрос решить, мы в ближайшее время хотим еще одну машину добавить. Скопление, потому что к нам идет не только Шымкент, но и Туркестанская область. Где-то в апреле обещают в области открыть автоматизированный автодром, может, потом сократится наплыв людей. У нас нет живой очереди, у нас только по талонам люди проходят. Машина нормальная, не старая Eorland, предназначена для грузоперевозок. Ну, сегодня она из-за стартера или что-то сломалось у нее, подрядчики забрали, и уже до завтрашнего дня они устранят эту проблему", – обещает заместитель руководителя отдела специализированного ЦОН № 1 Саян Турегельдиев.

Разгрузить автодром спецЦОН могли бы автошколы, считают возмущенные ситуацией автолюбители, но, как объяснил замначальника, они не имеют необходимого компьютерного оборудования в экзаменационных машинах.

В Шымкенте официально действуют 33 автошколы, обучающие вождению, многие не отказались бы пройти апгрейд и принимать экзамены. Но их представители утверждают, им отказывают в такой возможности.

"В год мы выпускаем 20 групп, в каждой группе по 30 курсантов, у нас в основном все сдают теорию, но на практику курсанты жалуются из-за очередей. У нас есть возможность помочь автоЦОН, чтобы провести вождение, могу арендовать автодром. Мы обучаем всем категориям, от А до Е. У нас и мотоцикл есть, и грузовики, и легковые, чтобы принимать экзамены, у нас соответствует техника, например ГАЗ-53 2006 года. В начале февраля они (спецЦОН) подписали с нами договор, что они будут здесь у нас принимать, а потом нам отказали, и причины не знаем, почему отказали", – рассказывает заместитель директора автошколы Батыр Бердиев.

Пока на область с населением в 2 млн и мегаполис с 1,1 млн человек приходится всего один экзаменационный полигон.

Мира Бахытова, Шымкент