Комитет транспортного контроля министерства по инвестициям (КТ МИР) расширит практику использования автоматизированных измерительных средств для мониторинга соблюдения правил перевозок грузов автотранспортными средствами. В настоящее время в Казахстане в круглосуточном режиме работают 37 передвижных и четыре стационарных поста транспортного контроля. В среднем в каждом регионе работают по два-три передвижных поста, через которые проезжают ежедневно десятки, а то и сотни грузовиков. Всего в РК осуществляют дежурство порядка 300 инспекторов. Вместе с тем, как выяснилось в ходе трехмесячного осеннего мониторинга передвижных постов транспортного контроля в Западно-Казахстанской, Мангистауской, Алматинской, Карагандинской областей, Астане и Алматы представителями республиканского общественного объединения "Первый антикоррупционный медиацентр" совместно с другими заинтересованными лицами, каждый пост регистрирует всего два-три нарушения в сутки.
"Что мы выявили? Инспекторами мало протоколов составляется за перегруз. Когда мы объезжали все регионы – не больше двух-трех за сутки. Мы считаем, единственное спасение инспекторов – это количество (оформленных о нарушении правил перевозок. – Прим. автора) протоколов. Второе – они обращаются к водителям очень грубо", – сообщил журналистам председатель РОО "Первый антикоррупционный медиацентр" Толеген Байгулов.
В связи с этим в сотрудничестве с агентством по государственной службе и противодействию коррупции среди водителей распространяются контакты горячей линии, куда по возможным нарушениям со стороны транспортных инспекторов смогут обращаться перевозчики.
"В начале сентября в антикоррупционную службу передали видео, что в городе Астане в ночное время накопились большегрузные машины возле одного из постов. Мы увидели здесь коррупционные риски. 13 сентября передали: уже возбудили уголовное дело в отношении инспекторов транспорта города Астана", – привел он пример.
Общественники заявляют о различных нарушениях в ходе работы, в том числе взвешивании фур вне контроля видеокамер.
"Если вы будете вместе в рейд выходить, каждый второй – это перегруз. Мы просто мониторили – на этих китайские машины, которые у нас ездят, без перегруза просто невозможно работать", – сказал г-н Байгулов журналистам.
В КТ МИР проблему признают и обещают принять во внимание данные моменты.
В частности, об этом заявил председатель КТ МИР Асет Асавбаев на заседании совета по противодействию коррупции при комитете транспорта министерства по инвестициям и развитию РК. В состав данного совета входят представители партии "Нур Отан", агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, национальной палаты предпринимателей "Атамекен", ассоциации судовладельцев и предпринимателей морской индустрии, казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов, союза автотранспортников, ассоциации автотранспортных предприятий Карагандинской области, союза международных автомобильных перевозчиков, союза транспортников "Казлогистикс", ассоциации предпринимателей морского транспорта, ассоциации национальных экспедиторов и юридического департамента МИР РК.
"Основная часть коррупционных преступлений приходится на сферу автомобильного транспорта. Несмотря на принимаемые меры, за истекший период 2017 года по подозрению в совершении коррупционных преступлений было задержано 13 должностных лиц территориальных органов, из которых на сегодняшний день уже осуждено восемь человек. Основная доля, более 90%, как раз-таки приходится на автомобильный транспорт", – сказал председатель комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию РК.
В настоящее время ситуационный центр КТ МИР РК мониторит ситуацию на передвижных и стационарных постах в круглосуточном режиме.
"Хотелось бы отметить, что результаты работы, то есть непосредственно видеомониторинг в онлайн-режиме размещен у нас на сайте, то есть любой перевозчик может зайти на сайт и посмотреть, как проверяют его транспортное средство. В то же время хотелось бы также отметить, что в онлайн-режиме обеспечен доступ агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции именно к ситуационному центру, то есть ко всему, что видит ситуационный центр, параллельно имеет доступ агентство по госслужбе", – напомнил Асет Асавбаев.
"Жалобы поступают, что инспекторы грубо обращаются. Давайте совместно с департаментом агентства по делам госслужбы, который курирует этические нормы, отработаем норму проекта, что везде распространим буклеты, чтобы видео/фото снимали и нам на WhatsApp отправляли", – отметил на заседании председатель РОО "Первый антикоррупционный медиацентр" Толеген Байгулов.
КТ МИР в целях противодействия коррупции на всех стационарных постах транспортного контроля, в служебных кабинетах, где проводят регистрацию и оформление, установлены стеклянные прозрачные витражи, что позволяет обеспечить прозрачность действий и процедур при осуществлении транспортного контроля. На всех постах размещены плакаты с телефонами горячей линии и телефонами доверия антикоррупционной службы для обращения граждан в случае неправомерных действий со стороны сотрудников.
По ранее внесенным общественностью предложениям пересмотрены и требования по контрольному взвешиванию.
Так, раньше для проведения контрольного взвешивания перевозчику было необходимо обратиться с письменным заявлением в канцелярию инспекции не позднее суток с момента проведения первичного взвешивания, что занимало значительное время и неудобство для перевозчиков. В настоящее время эти нормы и требования пересмотрены, и контрольное взвешивание производится не позднее трех часов после ознакомления водителя с актом взвешивания путем проставления подписи или отметки о несогласии с результатом первичного взвешивания. Кроме того, не требуется письменное согласие руководителя инспекции на проведение данной процедуры, как было до этого.
Также с учетом поступивших предложений и рекомендаций управлением мониторинга и устранения коррупционных рисков вводится проект о внесении изменений в правила работы постов, основным новшеством которого будет являться определение исчерпывающего перечня требований законодательства РК, соблюдение которых подлежит проверке на посту транспортного контроля. Кроме того, разработана форма акта о результатах проверки, в котором предусмотрен указанный перечень требований. В случае предъявления данного акта повторные проверки другими постами проводиться не будут, заявляют в КТ МИР. Также прорабатывается вопрос оформления указанного акта в электронной форме, детализации порядка изменения весогабаритных параметров автотранспортных средств, использования сотрудниками постов видеожетонов, а остановка и проверка АТС будет проводиться только в зоне видимости камер.
Кроме того, определена продолжительность процедуры проверки АТС на посту.
"Процедура проверки не должна будет превышать 15 минут. На оформление административных протоколов будет отведено не более 60 минут. Не будет допускаться остановка более пяти АТС. Четко определен порядок действий инспекторов при нахождении посторонних лиц на посту при невыполнении требований инспектора об остановке и проведении взвешивания. Взвешивание АТС передвижными постами будет проводиться только на заранее определенных и подготовленных для этого местах. Предусмотрена ответственность руководителя инспекции за несоблюдение требований и правил", – сказал руководитель ситуационного центра КТ МИР Асылболат Кайргалиев.
После внедрения АИС также планируется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для остановки АТС. "Вместе с тем по инициативе союза международных автомобильных перевозчиков КазАТО внесено предложение по изменению и дополнению касательно ужесточения штрафных санкций по отношению к иностранным перевозчикам при осуществлении каботажных перевозок. Также в проекте предлагается налагать штраф в размере 100 МРП (1 МРП = 2269 тенге) в зависимости от статуса привлекаемого лица. По отношению к иностранным перевозчикам за отсутствие отечественных бланков разрешений предусмотрены штрафные санкции для физических лиц в размере 200 МРП, для юридических лиц – 500 МРП", – сказал он.
"Нужно сейчас не про увеличение штрафов говорить, а нам нужно в первую очередь обеспечить неотвратимость от наказания. То есть чтобы не было, что одного перевозчика мы привлекли к ответственности, а другого – нет. Что сейчас и имеет место быть. К сожалению, и мониторинговая группа подтверждает, что то, что на самом деле фактически у нас регистрируется, и то, что привлекается к ответственности, не соответствует действительности. В данном случае нам необходимо дополнительные мероприятия провести, чтобы это было ближе к объективности", – прокомментировал Асет Асавбаев.
Он напомнил, что сейчас подготовлен проект правил, где четче регламентируется процедура взвешивания.
"Если там не будет весь процесс расписан, там и возникает коррупционное преступление. Мы считаем, что там и есть эти риски, потому что, пользуясь, что за это не спросят, инспекторы это знают и начинают именно там и баловаться, нарушать процедуру повторного взвешивания. С учетом того, что мы в ходе мониторинга выявили, сейчас как раз-таки они подготовили проект правил работы передвижных постов, где мы более четче, конкретнее регламентируем процесс взвешивания", – сказал глава комитета.
Он отметил, что нужно готовить специальные места, где необходимо проводить процедуру взвешивания.
"Их нужно сертифицировать на предмет его ровности, и после этого только там проводить процедуру взвешивания. То есть эти процедуры мы намерены провести", – полагает Асет Асавбаев.
Глава комитета отметил, что только с начала года в процессе видеомониторинга были выявлены факты нарушения работы сотрудниками поста – 227 нарушений.
"227 нарушений правил организации работы постов. При этом только 136 сотрудников были привлечены к ответственности. Считаю, что главная вина непрекращающихся нарушений – это в том числе коррупционные факты – лежит именно на первом руководителе. Руководитель не на должном уровне осуществляет контроль за работой сотрудников. Прикрывает своих сотрудников, не принимает действенных мер в отношении виновных лиц. Если проанализировать, по выявленным ситуационным центром нарушениям только по 57% случаев были приняты соответствующие меры – были наказаны соответствующие сотрудники. Даже привлекая к дисциплинарной ответственности, руководители не соблюдают все требования законодательства. Там есть дискредитация, а они берут и выговор накладывают – куда это годится!" – считает он.
При этом в Костанайской области выявили 21 нарушение, а в результате соответствующие решения были приняты только по шести.
"По 15 он (руководитель транспортной инспекции по Костанайской области. – Прим. автора) не принял меры. Мангистауская область – 11 фактов отправили – ни по одному меры не приняли. Северо-Казахстанская область – 15 нарушений выявили, 13 без результата. Подобные факты, где руководители таким именно образом прикрывают, это говорит о том, что руководитель заодно вместе с ними. Именно по ним мы должны с мониторинг-группой работать. Чтобы руководители поняли это. Я уже сколько раз и просил, и требовал. Как я понимаю, по-хорошему не понимаете, – сказал Асет Асавбаев. – В связи с чем мы сейчас по всем 220 нарушениям, которые мы рассматривали, там, где сроки не истекли, именно смотрим сейчас действия руководящего состава".
Чтобы искоренить коррупцию, в КТ МИР в сентябре было создано специальное управление.
"Как раз оно сейчас анализирует действия руководителей – насколько законно были приняты меры. По ряду руководителей уже в дискомиссию направлены меры. По руководителям. Вы занимаетесь этим прикрывательством – вот сейчас вы будете за это отвечать. Еще порядка пяти-шести руководителей мы в ближайшее время также направим. Если вы сами порядок не наведете и не измените то, что у вас есть, то придется изменить вас в установленном порядке. Там уже дискомиссия рассмотрит, насколько вы законно вынесли то или иное решение. Это должен каждый руководитель понимать. Если вы будете на месте такой же политики придерживаться, никто из сотрудников баловаться не будет. Все сотрудники будут соблюдать требования правил", – сказал он.
Отечественных перевозчиков защитят
КТ МИР также предлагает защитить интересы казахстанских перевозчиков. В частности, штрафы для иностранных перевозчиков за отсутствие разрешительных бланков предлагается резко увеличить, сообщил руководитель ситуационного центра КТ МИР Асылболат Кайыргалиев.
"Когда наши перевозчики едут в другие страны, то сталкиваются с тем, что там различные санкции, штрафы больше, чем в Казахстане, в отношении водителя – физического и юридического лица. Если, например, турецкий перевозчик заехал в Казахстан и у него отсутствует разрешительный бланк, то сейчас в отношении водителя штраф предусмотрен в размере 25 месячных расчетных показателей, а для организации – 500 МРП. То есть он может схитрить, договор аренды (оформить), чтобы водитель нес ответственность, он может переложить ответственность на водителя. То есть на сегодняшний день соответствующие поправки находятся в сенате. От нас все поправки прошли. Я надеюсь, поправки вступят в силу с начала следующего года. За отсутствие бланка разрешения на иностранных перевозчиков будет налагаться штраф: на водителя – в размере 200 МРП, в отношении юридического лица – 500 МРП", – сказал он журналистам.
Что касается перегруза, то в настоящее время штрафы за перегруз составляют от 100 до 500 МРП.
Человеку поможет машина
"В среднем один пост регистрирует порядка 40-50 транспортных средств, но это не 100%. Мы сейчас внедряем АИС – автоматизированные измерительные средства, чтобы у нас не было человеческого фактора, то есть отдать предпочтение и остановить именно эту машину или нет. Увеличение транзитного потенциала. На сегодняшний день мы запустили трое электронных весов с АИС. До конца года планируем довести это число до 10. Если взять погранпереход Жайсан в Актюбинской области, который начинает работать, то в районе 50 километров от него дислоцируется передвижной пост, и мы видим, что передвижной пост регистрирует порядка 50 машин в день, а с АИС, то есть это электронные весы, проходит 200 машин, то есть 150 машин он (передвижной пост) не регистрирует. Он сидит там, записывает. Тот же самый поток, одна дорога, объездов нет. То есть через него 200 машин заехало в Республику Казахстан, этот пост регистрирует только 50 транспортных средств – 150 нет", – сообщил глава ситуационного центра.
"Мы все это регламентируем. Он (АИС. – Прим. автора) все будет записывать, а машины будут проезжать. Электронные весы стоят, и мы сделаем так, что электронный штраф, протокол сразу приходил домой без участия человеческого фактора", – сказал г-н Кайргалиев.
При этом он согласен, что при надлежащем досмотре число оформленных нарушений правил перевозок может возрасти.
"То есть в четыре-пять раз больше с АИС выявляет. Также по нарушениям. Мы говорим, что он зафиксировал всего лишь три-четыре материала в день. Это могло бы быть 15 материалов в день. Мы бы сохранили дорожное полотно, в отношении иностранных перевозчиков у нас был бы стопроцентный контроль", – сказал он.
Когда проводится проверка определенного поста, отметил он, его пропускная способность резко возрастает.
"Мы это все знаем. Приезжаем, и сразу пропускная способность больше становится. Мы больше регистрируем, больше выявляем в два-три раза. Но не в 10 раз. Человеческий фактор сидит, и он пока оформляет, бумаги пока привезет, а с АИС он конкретно показывает, что он уже реально эффективен", – сказал Асылболат Кайргалиев.
При этом он отмечает, что иностранные перевозчики меньше нарушают, потому что они едут через несколько стран.
"И у них транспортный контроль жестче, штрафы тоже большие, они едут в стандарте. Бывает, но небольшой процент. А именно отечественные перевозчики, которые перевозят на небольшие расстояния – 20-50 км, едут с такими нарушениями. У иностранных перевозчиков основные нарушения – отсутствие разрешения, каботажные перевозки – это он внутри Казахстана, то есть из Астаны до Алматы ему перевозить запрещается. То есть этим заниматься должны отечественные перевозчики, а он должен между странами транзитом заниматься", – сообщил он.
Жанболат Мамышев