На суде выяснилось, что, начав работу главным бухгалтером в мае 2012 года в ГУ "Управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО", она обнаружила, что, согласно законодательному документу, выделенные на содержание ведомства государственные деньги можно экономить. А оставшиеся по расходам средства направлять на премирование, оказание материальной помощи и установление надбавок к должностным окладам работников. Таким образом, женщина с января 2013-го по август 2016 года выписала себе премиальных, отпускных, больничных и надбавку к зарплате на общую сумму 6 млн 316 тысяч тенге.
Раздавала направо и налево
А чтобы завуалировать свой преступный замысел, как выяснилось в ходе проведенного аудита, она ежемесячно начисляла надбавки к заработной плате руководству и 27 сотрудникам управления. Кому-то больше, кому-то меньше. Общая сумма самой крупной надбавки за три года составляет свыше трех миллионов тенге. Самая минимальная – чуть более двух тысяч тенге. Вся сумма начисленных таким образом средств составила 18 млн 946 тысяч тенге.
В сентябре 2016 года женщина начислила себе свыше 300 тысяч тенге отпускных и перечислила на свой карточный счет. Таким образом, сумма предъявленного управлением иска составила 19 млн 256 тысяч тенге. Сразу после того, как на нее завели уголовное дело, она поспешила погасить последний перевод в 300 тысяч тенге.
Судебные слушания длились несколько месяцев. В ходе процессов Асем Дарханкызы признала свою вину, но только частично. Она рассказала, что до прихода в управление предпринимательства в мае 2012 года три года проработала бухгалтером в управлениях земельных отношений и сельского хозяйства. В то же время давала сумбурные показания о том, что начислением заработной платы в управлении предпринимательства занималась по примеру бухгалтеров, которые работали в ведомстве до нее. Якобы никто "работе ее не учил". Что совмещала работу экономиста, финансиста и бухгалтера. Свои функциональные обязанности знает, но профессиональным бухгалтером не является, так как курсы повышения не проходила.
Также призналась, что сотруднице управления Дутбаевой она перечислила надбавок за три года на общую сумму почти два миллиона тенге. Якобы "в связи с ее семейными проблемами". Также по просьбе свыше миллиона и трех миллионов тенге начислила на счета других коллег – Мухамадиева и Храпуновой. А на свой карточный счет за три года перевела 6 млн 287 тысяч тенге. А начисленные остальным сотрудникам надбавки, мол, ошибка бухучета.
Руководство в отказе
Все свои незаконные действия Асем Дарханкызы проводила, используя электронную подпись экс-руководителя управления Шакарыма Буктугутова.
В ходе судебных слушаний экс-руководитель управления предпринимательства области Шакарым Буктугутов заявил, что не давал ей доверенности на использование своей электронно-цифровой подписи. И "каким образом его электронный ключ оказался у Дарханкызы А., не знает". Коллеги на суде в один голос заявили, что не знают фактический размер своих заработных плат. И перечисленные им деньги считали как заработанные и тратили на свои нужды. При этом бухгалтер областного ведомства никаких квитков при выдаче заработной платы не выдавала.
На суде молодая женщина пыталась оправдаться, говоря, что не имела умысла на хищение бюджетных средств, мол, ошиблась при начислении. И просила переквалифицировать статью на более мягкую – с хищения бюджетных средств лицом, уполномоченным на выполнение государственных функции, на причинение имущественного ущерба в крупном размере без признаков хищения. Однако суд не внял просьбам и вынес свой вердикт.
"Совокупностью исследованных доказательств в судебном заседании установлена вина подсудимой Дарханкызы А. в совершении умышленного преступления при обстоятельствах, изложенных в обвинительном акте. Относимость, допустимость и достоверность данных доказательств у суда сомнений не вызывает. Незаконное распоряжение вверенными деньгами в свою пользу и в пользу работников управления сама подсудимая Дарханкызы А, хотя частично, также отрицает. Поэтому доводы подсудимой о том, что она перечислила часть вменяемых бюджетных средств на свой счет и счета работников управления не умышленно, а вследствие незнания работы либо ошибок, суд оценивает как способ ее защиты от обвинения. Судом установлено, что подсудимая имела опыт работы бухгалтера в госучреждениях в течение трех лет до работы в управлении предпринимательства", - отметил при оглашении приговора судья Алмат Исахан.
Суд учел и то, что за все время расследования уголовного дела и судебных разбирательств Асем Дарханкызы не возместила ущерб государству. Ей предстоит вернуть в бюджет 18 млн 956 тысяч тенге.
Из материалов дела следует, что смягчающим обстоятельством при рассмотрении уголовного дела послужило то, что она частично признала свою вину. Отягчающим – совершение уголовного правонарушения лицом, принявшим профессиональную клятву.
Теперь уже бывший главный бухгалтер признана виновной по статье 189, часть 4, пункт 2 УК РК (присвоение и растрата вверенного имущества в крупном размере). Статья грозит сроком от 7 до 12 лет лишения свободы. Ей назначен минимальный срок в виде семи лет тюремного заключения в колонии общего режима с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать материально-ответственные должности на государственной службе.
Приговор, который судья Алмат Исахан озвучил в течение получаса, подсудимая выслушала молча, без истерик. И лишь в конце, когда судья объявил, что с нее еще будет взыскано свыше 18 млн похищенных денег, с недоумением посмотрела на своих близких, которые уже не сдерживали своих слез. На вопрос судьи, есть ли что сказать, подсудимая ответила отрицательно. Коллеги предпочли не участвовать на последнем судебном заседании.
Асем Дарханкызы взята под стражу прямо в зале суда.
Приговор не вступил в законную силу.
Жанар Асылханова, Усть-Каменогорск