DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 298,43 Brent 36,55
За необоснованные придирки к бизнесу нужно ввести финансовую ответственность

За необоснованные придирки к бизнесу нужно ввести финансовую ответственность

В 80% случаев предпринимателей подвергают уголовному преследованию безосновательно.

15 Март 2017 22:54 3558

За необоснованные придирки к бизнесу нужно ввести финансовую ответственность

Автор:

Динара Куатова

В Казахстане необходимо усилить ответственность чиновников за необоснованное уголовное преследование предпринимателей. Такое мнение на I Конгрессе гражданских инициатив по вопросам противодействия коррупции озвучил уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Болат Палымбетов.

«Предприниматель, когда нарушает закон, несет полную ответственность, в том числе и финансовую. Но когда выясняется, что предприниматель не виноват, никто не несет ответственности за потери, которые он понес за время следствия. За полгода следствия он теряет свой бизнес, несет колоссальные убытки. Это бывает не только во время следствия, но и во время выдачи лицензии, разрешительной документации и так далее... Кто будет возмещать предпринимателю нанесенный ему ущерб? Чиновники должны понимать, что будут нести ответственность за причиненный ущерб. То есть они должны понести не только административную ответственность, но и финансовую. Только тогда они будут реально чувствовать свою ответственность», - заявил бизнес-омбудсмен.

Он подчеркнул, что в сфере экономической деятельности уголовное законодательство сохраняет жесткие меры ответственности.

«Действующие процессуальные нормы способствуют тому, что в 80% случаев предприниматели необоснованно находятся в орбите уголовного преследования, и их деятельность фактически парализуется в связи с проводимыми следственными действиями», - отметил Болат Палымбетов.

Бизнес в республике сталкивается с коррупцией со дня открытия своего дела. Чаще всего неправомерные действия госслужащие позволяют в сферах налогообложения, закупок, земельных отношений, архитектуры и строительства.

Бизнес-сообщество предлагает сократить число проверочных требований госорганов, упразднить зачастую дублирующие контролирующие органы.  Для снижения уровня коррупции, заявляют предприниматели, необходимо внедрить полную автоматизацию госуслуг, а также включать представителей МСБ в комисси при акиматах.

Динара Куатова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

«Спасать, а не доить!»

Бизнес-омбудсмены Казахстана и России договорились вместе решать проблемы системы.

02 Сентябрь 2017 14:43 4458

«Спасать, а не доить!»

По итогам первого форума бизнес-омбудсменов Казахстана и России, прошедшего в Астане, Болат Палымбетов и Борис Титов подписали соглашение «О взаимопомощи по совместному выявлению и решению системных проблем предпринимателей». Этому соглашению предшествовало подписание бизнес-омбудсменами в июне 2016 года меморандума «О взаимодействии и сотрудничестве».

По словам Болата Палымбетова, бизнес-омбудсмена при президенте РК, целью казахстанской стороны при подписании данного соглашения является защита отечественных предпринимателей в России.

«Такие площадки, как сегодняшний форум, содействуют эффективному обмену опытом. Одна из целей бизнес-омбудсмена – это оказание содействия предпринимателям, которые попали в тяжелую ситуацию. Также мы создаем условия для казахстанских бизнесменов, чтобы они знали, куда обратиться за помощью», – сказал Болат Палымбетов.

В Казахстане, по словам уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ Бориса Титова, последовательно избавляются от административных барьеров для предпринимателей. Российской стороне в этой связи интересен казахстанский опыт.

«Перед нашими странами стоят похожие проблемы и задачи: необходимость увеличения доли МСП в экономике, улучшение условий для развития частного бизнеса, избавление от излишнего административного контроля. Интересно, что в Казахстане, как и в России, основным соратником уполномоченных в этой борьбе является Генпрокуратура. Есть и трудности, но власти Казахстана демонстрируют четкую решимость избавиться от них. Главная цель форума – изучить чужие ошибки и на базе опыта коллег найти оптимальные решения», – сказал Борис Титов.

О том, почему прокуратура содействует решению проблем бизнесменов, участникам форума рассказал заместитель генерального прокурора РК Марат Ахметжанов.

«Нам важно быть ближе. Мы экономически и политически тесно связаны с Россией. Это новые горизонты для развития бизнеса наших государств. Задача прокуратуры – устранить препятствия на этом пути. Многие задаются вопросом: а причем здесь прокуратура? Да потому что 84% всех преступлений совершают безработные. Лучшая профилактика преступлений – это рабочие места. А кто их создает? Конечно, бизнес! Мы крайне заинтересованы в улучшении криминогенной ситуации, а значит, в росте доходов и занятости населения», – сказал Марат Ахметжанов.

По словам первого заместителя начальника главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства генеральной прокуратуры РФ Вячеслава Крошкина, в России органы прокуратуры стали следить за соблюдением прав предпринимателей после выхода соответствующего приказа российского генпрокурора в 2008 году. 

«Для многих прокуроров это было необычно: прокуроры заточены на то, что права граждан и интересы государства приоритетны. Сегодня можно констатировать, что у нас налажен межведомственный диалог, во всех субъектах Российской Федерации налажено взаимодействие по защите прав предпринимателей. На мой взгляд, мы двигаемся в правильном направлении. Многие проблемы, конечно, не решены, но они и не могут быть решены быстро», – сказал Вячеслав Крошкин.

«В России 40% дел заканчиваются тем, – рассказывает общественный представитель российского бизнес-омбудсмена Александр Хуруджи, – что работа бизнеса останавливается. Это страшная ситуация, потому что мы убиваем рабочие места. Важна наша консолидированная позиция по тому, как эту проблему решать. Я для себя на сегодняшнем мероприятии нашел такое решение из трех компонентов: скорость, качество и очень важное, о чем никто не говорит, переосмысление в адвокатском сообществе – человека надо спасать, а не доить. Понимаете? Спасать, а не доить!»

Подписанное сегодня соглашение, по словам Бориса Титова, должно стать своего рода сигналом для государственных органов России и Казахстана к совместной работе.

«Сегодня мы действительно наладили взаимодействие, которое касается рассмотрения поступающих обращений со стороны, например казахстанских предпринимателей по их проблемам в России и со стороны российских предпринимателей в Казахстане. Совместная работа идет. Однако есть системные вопросы: в работе судебной системы, контролирующих органов и так далее. Мы предлагаем объединить усилия в работе органов», – сказал Борис Титов. 

Артур Мискарян           

Болату Палымбетову рассказали о коррумпированных чиновниках в ЮКО

Средний размер взятки достигает 123 тыс. тенге.

08 Апрель 2017 16:59 14746

Болату Палымбетову рассказали о коррумпированных чиновниках в ЮКО

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана обсудил проблемные вопросы ведения бизнеса с предпринимателями Южно-Казахстанской области (ЮКО). В рамках рабочей поездки в регион он провел личный прием предпринимателей, встретился с руководством ЮКО, областной прокуратуры и представителями крупного бизнеса.

На встрече с предпринимателями вначале говорилось о позитивных моментах развития бизнеса ЮКО. В частности, были приведены такие статданные: объем промышленности по сравнению с 2015 годом в ЮКО увеличился на 108 млрд тенге, удельный вес области в ВВП РК вырос на 13%.

Бизнес-омбудсмен обратил внимание на показательную разницу – число желающих попасть к нему на личный прием значительно сократилось. Если в прошлом году на аналогичный прием пришли 13 предпринимателей, то на этот раз - всего несколько. Кроме того, заметно снизилось число письменных обращений к уполномоченному.

«Это свидетельствует о том, многие проблемы решаются на местах. И это полностью соответствует ранее озвученному нами убеждению: 90 % проблем предпринимателей можно и нужно решать на местах», - отметил он.

Болат Палымбетов назвал большим достижением изменение позиции ЮКО в независимом рейтинге «Деловой климат» за 2016 год, который он назвал барометром.

Южно-Казахстанская область заняла третье место среди 16 регионов страны, набрав в общей совокупности 2,97 балла из 4 возможных, таким образом, улучшив свои показатели на три позиции: в 2015 году она заняла шестое место, набрав 2,42 балла.

Подробнее о выявленных показателях региона в этом исследовании рассказал директор департамента общественного мониторинга и работы с административными барьерами национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Ербол Устемиров.

«Степень удовлетворенности бизнесменов административным регулированием составляет 84%. Анализируя результаты, полученные по 12 госорганам (четырем управлениям акимата, восьми территориальным службам в области), следует отметить наибольшую эффективность среди УЗО, ГАСК, УАиГ и служб промышленной безопасности (первые места в межрегиональном ранжировании), управления государственных закупок, СЭС, служб транспортного контроля (вторые места в межрегиональном ранжировании). Наименее эффективными, по мнению респондентов ЮКО, являются таможенные и экологические службы (четвертые места). Совокупно все госорганы ЮКО являются одними из лидеров по эффективности по отношению к другим регионам», - проинформировал Ербол Устемиров.

Оценивая государственную поддержку, опрошенные бизнесмены ЮКО отметили средний уровень эффективности всех компонентов Программы «ДКБ - 2020».

«Доступность приобретения недвижимости и земельных участков в ЮКО была оценена предпринимателями довольно высоко. Наименее сложным было отмечено приобретение офисных помещений – пятое место по стране», - сказал спикер.

По его словам, в ЮКО отмечают высокую удовлетворенность состоянием инфраструктуры. Качество автомобильной инфраструктуры является лучшим по стране. Состояние автомобильной и железнодорожной инфраструктуры является вторым по стране.

«Большинство предпринимателей оценивает финансовое состояние своего бизнеса как стабильное. Между тем, респонденты отмечают сложную доступность к внешнему финансированию. В частности, показатель доступности банковских кредитов и микрокредитования является 11-м по республике. Главными проблемами невысокой доступности к банковским кредитам указаны высокие проценты, проблемы с залогом, большое количество ограничений, коррупция и сроки кредитования», - добавил докладчик.

«Доступность к государственным гарантиям и грантам является одной из самых низких в межрегиональном ранжировании (12-е место). Предприниматели больше всего жалуются на отсутствие прозрачности в процессе рассмотрения заявок и бюрократию», - отметил Ербол Устемиров.

Почем взятки?
Наибольший интерес из компонентов выступления Ербол Устемирова представлял раздел теневой экономики. «Доля скрываемого оборота в регионе составляет 9%, что является средним показателем по стране (шестое место). К отраслям с самыми большими объемами теневого оборота в ЮКО отнесены оптовая и розничная торговля, строительство, сельское, лесное и рыбное хозяйство», - указал он.

Среди наиболее коррумпированных органов в регионе предприниматели особо выделили управление государственного архитектурного и строительного контроля, управление земельных отношений, а также территориальные органы СЭС, транспортного контроля, налоговой службы.

Выступающий огласил и выявленные в ходе опроса средние размеры взяток. Так, в управлении земельных отношений она составила 121 тыс. тенге (по РК в среднем 194 тыс. тенге), в управлении государственного архитектурного и строительного контроля - 123 тыс. тенге (по РК - 273 тыс. тенге), в управлении государственных закупок 89 тыс. тенге (по РК - 323 тыс. тенге).

Указанный средний размер взяток в территориальных органах СЭС - 87 тыс. тенге (по РК 238 тыс. тенге), в службах транспортного контроля - 115 тыс. тенге (по РК 314 тыс. тенге), в органах налоговой службы - 97 тыс. тенге (по РК 226 тыс. тенге).

Факторами, оказывающими наибольшее влияние на зарождение коррупции, названы большое количество требований, неисполнимые обязательства требования или административные процедуры государственных органов, большое количество требований и завышенная цена разрешительных документов.

«В целом затраты на коррупцию одного предприятия в ЮКО в среднем составляют от 34 до 122 тыс. тенге», - резюмировал директор Департамента НПП.

Обеспечить открытость и прозрачность
В свою очередь Болат Палымбетов констатировал: в ЮКО сохраняется ряд проблем, препятствующих развитию бизнеса. «Прежде всего, это отражают показатели количества действующих субъектов малого предпринимательства, которые снизились на более чем 24 тыс. единиц. Почти в 3,5 раза снизилось количество предоставляемых земельных участков через конкурсную форму торгов.

Результат проведенных конкурсов по предоставлению права на земельные участки тоже желает лучшего. Проведено всего 7 конкурсов, тогда как в 2015 году проведено 32. В прошлом году не было проведено ни одного аукциона по предоставлению права на земельные участки», - сказал он.

Также бизнес-омбудсмен заявил, что информация о свободных земельных участках региона в свободном доступе на сайтах городов и райцентров отсутствует: «Со стороны местных исполнительных органов не соблюдается требование по опубликованию информации по Генпланам населенных пунктов и Планам детальной планировки, что мешает более активному проявлению бизнес-инициатив в ЮКО. Это единственная область в республике, которая не публикует такие данные».

Защитник прав предпринимателей предложил руководству области опубликовать в СМИ информацию о том, какие ТОО и под какие цели получили землю в 2016 году. «Почему она является какой-то государственной тайной?! Пусть все будет доступно и открыто, то есть будет обеспечен общественный контроль», - отметил г-н Палымбетов.

«Обеспечить открытость и прозрачность деятельности госорганов в вопросах выделения земельных участков, выдачи разрешений на строительство и т.д. просят предприниматели ЮКО. На их отсутствие указывают и в других регионах. Это – одна из основных проблем, с которой сталкивается казахстанский бизнес», - подчеркнул уполномоченный.

Проблемы региональные и системные
Между тем, пришедшие на встречу бизнесмены поделились еще целым рядом проблемных вопросов.

Например, генеральный директор ТОО «Ордабасы кус» (птицекомплекс по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки) Мурат Тагаев рассказал о непростой ситуации, в которой оказалось предприятие.

В рамках инвестиционной стратегии развития ТОО сейчас реализует инвестиционный проект по созданию зернохранилища на 20 тыс. тонн с кукурузоперерабатывающим сушильным комплексом, в связи с чем в 2015 году заключило соглашение о финансировании инвестпроекта с АО «КазАгроФинанс».

«В рамках этого соглашения АО «КазАгроФинанс» должно было закупить и передать в лизинг оборудование. Однако по подлежащей передаче товариществу части оборудования «Плоскодонный силос для хранения зерна» АО «КазАгроФинанс» несвоевременно произвело таможенное оформление и не продлило срок временного хранения на СВХ, просрочив один день.

В итоге административный суд Шымкента в октябре прошлого года наложил на АО «КазАгроФинанс» административный штраф в размере 100 МРП на сумму 106 050 тенге, с конфискацией товара на 60166755 тенге, который обращен в доход государства.

Обжалование в апелляционной судебной коллегии положительного результата не дало - конфискацию товара не отменили. Обращение НПП в главную транспортную прокуратуру также не увенчалось успехом. Генеральной прокуратурой представление оставлено без удовлетворения», - поведал Тагаев.

Председатель казахстанской хлопковой ассоциации Саин Бактыбаев поднял ряд вопросов, не находящих решения на протяжении многих лет.

«Первый – нестабильная подача и несанкционированные отключения электроэнергии на хлопзаводах, расположенных в южных районах области, без предупреждения в самый пик их рабочего сезона - с сентября по ноябрь. Это ведет к остановке производственного цикла, поломке оборудования и срыву выполнения контрактных обязательств», - сказал Саин Бактыбаев. 

Второй вопрос – ежегодное снижение качества заготовленного хлопка-сырца. «Если в 2010 году было сдано 85% хлопка первого сорта, то в 2016 - только 47%. Это следствие нескольких факторов. Крестьяне пользуются дешевыми контрафактными семенами низкого качества, не соблюдаются агрономические и технологические требования. Утерян прежний принцип районирования сортов, отсутствует контроль. С полей поступает засоренный хлопок как от машинного, так и ручного сбора, который вынуждены принимать», - пояснил глава ассоциации.

Третий вопрос – это отсутствие должного внимания к вопросам стандартизации: «Мы уже более десяти лет поднимаем вопрос. В 2006 году был утвержден последний казахстанский ГОСТ по казахстанскому хлопку-волокну. За прошедшие годы были разработаны новые сорта, однако техрегулированием никто не занимается, нет необходимых эталонов на новые селекционные сорта. Раньше в бытность Советского Союза разработкой ГОСТов занимались в Узбекистане, эта работа там продолжается, а у нас ничего не делается.

Не менее актуален вопрос отсутствия в Казахстане ГОСТов на тароупаковку, которая нужна для соблюдения технических требований при погрузке экспортного товара, то есть хлопка-волокна в железнодорожные вагоны. Из-за этого мы пользуемся узбекскими, что недопустимо», - отметил Саин Бактыбаев.

«В целом у нас используется 85 % узбекских технологий и их ГОСТы. В конечном итоге конкурентоспособность нашей экспортной продукции падает», - резюмировал председатель объединения.

Генеральный директор ТОО «Завод безалкогольных напитков ВИЗиТ» Вельким Злавдинов также затронул вопрос о неконкурентоспособности казахстанской продукции по сравнению с более дешевой зарубежной. Причину он видит в «необоснованном постоянном росте тарифов на коммунальные услуги».

Внимательно выслушав эти и другие выступления южно-казахстанских бизнесменов, Болат Палымбетов пообещал посодействовать в решении поставленных проблем. И сообщил, что поступившие до этого вопросы и предложения были доведены до сведения акима и прокурора области, и с их стороны было проявлено полное понимание. Бизнес-омбудсмен при этом посоветовал предпринимателям не просто поднимать вопросы, но и предлагать возможные варианты решения.

Уполномоченный подчеркнул, что в подавляющем большинстве это проблемы регионального характера. «Что касается системных проблем предпринимателей, то есть вопросов, связанных с изменением законодательства, нормативных актов, гуманизацией уголовного кодекса, то они нами ставятся. Мы их знаем и ведем соответствующую работу», - заверил он.

Клара Ларина, Шымкент. 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: