Сотрудничество Китая и Казахстана в сфере образования начало развиваться почти сразу после установления дипломатических отношений, в 1992 году. Именно тогда Синьцзянский институт филологии (Урумчи) и Восточно-Казахстанский государственный университет (Усть-Каменогорск) подписали соглашение о сотрудничестве. Однако до конца 1990-х годов хоть студенческие обмены и приняли регулярный характер, но число студентов, отправляющихся в соседнюю страну, не превышало двух десятков.
Двустороннее сотрудничество
Активизация обменов началась с 2000-х годов. 3 июня 2003 года между министерством образования и науки Республики Казахстан и министерством образования Китайской Народной Республики было заключено соглашение о сотрудничестве в области образования. Это соглашение дало базовые стандарты механизмов двустороннего образовательного сотрудничества. Также в рамках этих переговоров было подписано соглашение в форме обмена письмами между правительством Республики Казахстан и правительством Китайской Народной Республики о предоставлении безвозмездной помощи Казахстану в сумме 20 млн юаней для реализации проектов в области образования.
Прочную и долговременную основу сотрудничеству в сфере образования дала договоренность о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях, достигнутая в 2006 году.
В апреле 2009 года был подписан протокол о внесении дополнений и изменений в соглашение между министерством образования и науки РК и министерством образования КНР о сотрудничестве в области образования от 3 июня 2003 года, предусматривавший увеличение количества студентов по обмену до 100 человек.
Кроме того, образовательные контакты между РК и КНР были отражены в соглашении между министерством образования и науки РК и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о сотрудничестве в области образования от 15 июня 2011 года (CNPC выделяет 15 грантов для обучения по программе магистратуры), а также в соглашении между правительством РК и правительством КНР о культурно-гуманитарном сотрудничестве от 31 августа 2015 года и других документах.
Многосторонний формат
Помимо двусторонних документов, образовательное взаимодействие между Казахстаном и Китаем осуществлялось также в рамках многосторонних форматов. Так, 16 августа 2007 года на Бишкекском саммите глав государств ШОС президент РФ В. Путин выдвинул инициативу по созданию Университета ШОС.
В рамках УШОС сотрудничество осуществляется практически со всеми странами ШОС. В Китае УШОС действует на базе 20 университетов (в их числе ведущие вузы страны), а в Казахстане – 14 университетов. Данные университеты совместно готовят студентов по направлениям "Нанотехнологии", "Экология", "Энергетика", "IT-технологии", "Регионоведение", "Педагогика", "Экономика".
Новые возможности для развития образовательных связей между Китаем и Казахстаном создала инициатива "Одного пояса и одного пути". Осенью 2013 года руководство КНР выразило готовность выделить 30 000 государственных грантов на обучение и повышение квалификации для 10 000 студентов и преподавателей Институтов Конфуция в Казахстане в течение ближайших 10 лет.
Кроме этого, Китай и Казахстан активно действуют в рамках других региональных организаций и платформ в сфере образования. В мае 2015 года с целью воплощения китайского проекта "Один пояс, один путь" было инициировано Сианьским Цзяотун Университетом создание Университетского альянса нового Шелкового пути.
Университетский альянс нового Шелкового пути – The University Alliance of the New Silk Road (UANSR) является неправительственной и некоммерческой организацией, направленной на обеспечение открытости и международного сотрудничества в области высшего образования. Основными задачами альянса являются совершенствование обменных студенческих программ между университетами и способствование культурного общения и укрепление дружбы между народами стран в рамках альянса.
Альянс объединяет Назарбаев Университет, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, КГУ им. И. Арабаева и Харбинский технологический институт, Гонконгский политехнический университет и университеты из других стран.
Институты Конфуция
В течение 30 лет двустороннего взаимодействия в Казахстане было создано пять Институтов Конфуция. Институты Конфуция – это сеть международных культурно-образовательных центров, создаваемых государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом министерства образования КНР совместно с зарубежными синологическими центрами. У каждого из Институтов Конфуция есть свой партнерский вуз в КНР.
Что касается казахстанских Институтов Конфуция, то ниже приведена хронология их открытия:
- 2007 г. – на базе Евразийского национального университета имени Л. Гумилёва, г. Астана (партнерский вуз – Сианьский университет иностранных языков);
- 2009 г. – на базе Казахского национального университета имени Аль-Фараби, г. Алматы (партнерский вуз – Ланьчжоуский университет);
- 2011 г. – на базе Актюбинского государственного пединститута, г. Актобе (партнерский вуз – Синьцзянский финансовый университет);
- 2012 г. – на базе Карагандинского государственного технического университета, г. Караганда (партнерский вуз – Университет Шихэцзы);
- 2016 г. – на базе Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай-хана, г. Алматы (партнерский вуз - Юго-западный университет, г. Чунцин).
Деятельность Институтов Конфуция сосредоточена на следующих базовых направлениях: организация для всех желающих курсов китайского языка и знакомства с культурой Китая; проведение научных конференций и семинаров, посвященных Китаю; организация студенческих и преподавательских стажировок в Китае.
Важным аспектом деятельности Институтов Конфуция является проведение квалификационного теста по китайскому языку (HSK), в последние годы он проводится в онлайн-формате в связи с эпидемиологический обстановкой.
Также одной из целей работы Институтов Конфуция является "стимулирование обмена и сотрудничества между двумя странами в области культуры, образования, туризма, менеджмента и сервиса".
Казахстанские студенты в Китае
Китай в последние годы достиг своей давней цели – стать ведущей образовательной державой Азии. По данным 2018 года, КНР занимает третье – после США и Великобритании – место в мире по количеству привлекаемых из-за рубежа студентов. С учетом того, что еще в 2008 году Китай даже не входил в первую десятку стран, принимающих иностранных студентов, успех действительно впечатляет. По данным Института международного образования, в 2018 году на долю КНР приходилось 9% от всех 5,3 млн студентов, получающих образование за рубежом.
Помимо количественных показателей, Китай в последние годы также наращивает качественные параметры. Так, пять китайских университетов поднялись в топ-100 в рейтинге World University Rankings. Более того, Университет Цинхуа теперь является первым азиатским университетом, включенным в 20 лучших университетов мира.
Количество казахстанских студентов, обучающихся в КНР в 2010-2018 гг. (человек)
Количество казахстанских студентов в Китае в течение последних лет привязано к отметке в 10 тысяч человек. Для сравнения, студентов из России, общее население которой почти в 10 раз больше, чем в РК, в Китае учится около 20 тысяч. В 2018 году Казахстан находился на 10-м месте по числу студентов в КНР (см. рисунок 2), по подсчетам китайской стороны, их количество составило 11 784 человека.
10 стран-лидеров по количеству студентов в КНР, 2018 г. (человек)
В то же время данные, публикуемые в других источниках, могут отличаться от этой статистики. Так, генеральный консул КНР в Алматы г-жа Гэн Липин в феврале 2020 года озвучила цифру в 15 тыс. казахстанских студентов в КНР.
Факторы, формирующие привлекательность образования в КНР
Привлекательность получения высшего образования в Китае обусловлена для казахстанцев следующими факторами:
- возрастающее качество китайского образования, спектр специальностей и международная среда;
- финансовые вложения ниже, чем при обучении в вузах Европы, США и развитых азиатских странах, равно как и ниже, чем в престижных вузах Казахстана;
- территориальная близость и безопасность Китая в сочетании с очень комфортными условиями проживания на территории университетов;
- для поступления не требуется сдача ЕНТ, что повышает привлекательность для многих школьников, не уверенных в возможных результатах.
Состояние и перспективы
Нельзя не упомянуть, что в Китае уже несколько лет продолжают работать Центры Казахстана, на базе которых работают кафедры и отделения казахского языка, проводятся научно-образовательные и культурные мероприятия. Так, в ноябре 2015 года первый Центр Казахстана был открыт при Шанхайском университете иностранных языков, а в январе 2016 года – при Даляньском университете иностранных языков. В октябре 2016 года в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) был осуществлен первый набор студентов по специальности "казахский язык и страноведение", а также начата практическая работа Центра Казахстана. В 2017 году состоялось открытие Центра изучения Казахстана в Сианьском университете иностранных языков и кафедры казахского языка.
В настоящее время образовательное взаимодействие между Казахстаном и Китаем перешло по большей части в онлайн-пространство. Казахстанские студенты продолжают учиться в китайских вузах в дистанционном формате. Также в 2020 году посольство Китая в Казахстане провело ряд культурных онлайн-мероприятий, таких как летний курс по китайскому языку, конкурс короткометражных видеороликов "Один пояс, один путь", конкурс китайской песни "Облако Шелкового пути", которые были тепло встречены пользователями Сети из обеих стран.
Как отметил чрезвычайный и полномочный посол КНР в РК Чжан Сяо, "иностранные студенты из обеих стран получают языковое и культурное образование посредством онлайн-курсов, чтобы достичь уровня "непрерывно учиться, не идя в школу". "Мания китайского языка" в Казахстане и "мания казахского языка" в Китае продолжают расти. Недавно в Казахстане прошла олимпиада "мост Китайского языка", где выдающееся выступление казахстанских студентов, изучающих китайский язык, и их блеск среди игроков со всего мира поразили китайцев. Казахстанские дети также были удостоены званий "маленьких послов культуры ШОС" и "сказочные звезды", и они стали молодыми послами дружбы между Китаем, Казахстаном и семьей ШОС".
За годы дипломатических отношений образовательное сотрудничество Казахстана и Китая достигло огромных высот. Начавшись с единичных обменов, оно постепенно охватило тысячи молодых людей, готовых получать образование и перенимать самый прогрессивный опыт своего соседа. Вынужденный уход в онлайн-пространство, тем не менее, позволил освоить новые формы и форматы образовательного взаимодействия, что, несомненно, пойдет только на пользу сотрудничеству наших стран в дальнейшем, когда непростой период пандемии останется позади.