За прощенный долг налога не будет | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 263,43 Пшеница 465,40
$ 384.52 € 431.32 ₽ 6.1
Погода:
+25Нур-Султан
+26Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 263,43 Пшеница 465,40
За прощенный долг налога не будет

За прощенный долг налога не будет

5658 09 Декабрь 2016 14:04

Физлиц, которые рефинансировали ипотечный займ за счет выделенных госсредств, освободили от уплаты налога. 

За прощенный долг налога не будет

Автор: Саян Абаев

Такая норма содержится в пакете законодательных поправок по вопросам налогообложения и таможенного администрирования, который подписан главой государства в конце ноября.

Налоговая льгота введена для более эффективной реализации программы рефинансирования жилищных/ипотечных займов. Без этой льготы заемщик, которому банк второго уровня (БВУ) или ипотечная организация простил задолженность, был обязан выплатить с этой суммы 10-процентный индивидуальный подходный налог (ИПН) как с суммы полученного дохода. Согласно поправкам, прощенный долг не является доходом, соответственно, граждане, которые уже завершили реструктуризацию займов или только собираются это сделать, не должны оплачивать никакого налога. Законом норма вводится в действие с 1 января 2015 года и распространяется только в рамках программы рефинансирования жилищных/ипотечных займов.

Согласно информации Национального банка, налоговая льгота применяется при прощении задолженности по:

- капитализированному в основной долг вознаграждению, комиссии, неустойке (пене, штрафа);

- начисленному, но неуплаченному вознаграждению, комиссии, неустойке (пене, штрафу);

- курсовой разнице, образовавшейся при рефинансировании валютного займа по курсу на 18 августа 2015 года;

- государственной пошлине, уплаченной банком или ипотечной организацией, при подаче иска в суд по займу заемщика, относящегося к социально уязвимым слоям населения.

Председатель общественного фонда «Национальный фонд развития финансовых услуг» Андрей Ли пояснил простым языком суть налоговой льготы: «К примеру, у заемщика из социально-уязвимой категории был ипотечный займ в размере 10 млн тенге. Заемщик выплатил половину основного долга, и у него на 1 января 2015 года возникла задолженность по основному долгу в размере 5 млн тенге. Плюс у него накопилась задолженность по начисленным пеням и штрафам, к примеру, на сумму 2 млн тенге. Таким образом, согласно условиям программы рефинансирования, сумма оставшегося основного долга в 5 млн тенге расписывается заемщику на определенный период под 3% годовых. С задолженности по пеням и штрафам в 2 млн тенге, которую простил банк в рамках программы рефинансирования, заемщик должен был оплатить ИПН в размере 10%. Согласно законодательным изменениям, прощенная задолженность не считается доходом и каких-либо налогов по вышеуказанному примеру у заемщика возникать не должно. Это, на наш взгляд, является достаточно продуктивным шагом для успешной реализации программы. Отмечу, что Национальный фонд развития финансовых услуг неоднократно обращался в Минэкономики и Нацбанк с предложением по освобождению заемщиков от налоговой нагрузки в рамках программы рефинансирования».

Что касается финансового сектора, то при прощении своему заемщику задолженности, банк второго уровня (БВУ) должен был уплатить с этой суммы корпоративный подоходный налог (КПН) в размере 20%. Этим же законом для БВУ предусмотрены налоговые изменения, которые вводятся в действие с 1 января 2016 года. Тем не менее, по мнению Андрея Ли, данное обстоятельство кардинально не стимулирует банковский сектор, как в рамках программы рефинансирования, так и вне ее.  

«Дело в том, что размер налоговых требований к банку сокращается при определенных условиях. Максимальный размер соотношения прощенной за налоговый период безнадежной задолженности займа и вознаграждения по

нему к сумме основного долга и вознаграждения по нему на начало налогового периода не должен превышать коэффициента 0,1. То есть, если банк прощает начисленные штрафы, пени по проблемному кредиту на сумму 2 млн тенге, а сумма основного долга составляет 10 млн тенге, то коэффициент в данном случае будет равен 0,2. При такой ситуации банк может быть освобожден от уплаты налога на размер, не превышающий максимальный коэффициент 0,1. Таким образом БВУ ограничены максимальным размером соотношения, что не совсем верно. На сегодняшний день многим банкам не нужен «баласт» в виде проблемных займов и они, с целью привлечения инвестиций, готовы прощать заемщикам как часть, так и всю задолженность. Однако в данном случае им придется заплатить налог, за исключением, конечно, максимального размера соотношения, а это не совсем логично», - пояснил глава общественного фонда.

Более того, по его словам, со многими БВУ условия программы рефинансирования жилищных/ипотечных займов обсуждали уже после ее утверждения в апреле 2015 года. Многие банки не хотели принимать в ней участие отчасти именно по причине необходимости уплаты КПН с суммы прощенной задолженности.

Период освоения выделенных для реализации программы средств – 130 млрд тенге - завершается 1 апреля 2017 года. Согласно данным Нацбанка, на 1 декабря текущего года фактически освоено чуть более 70% от выделенной суммы - 94 млрд тенге (одобрено к рефинансированию 19 306 заявлений на сумму 117,3 млрд тенге).

По мнению Андрея Ли, за оставшиеся четыре месяца банки могут не успеть освоить выделенный им лимит целиком: «Мы неоднократно обращались в Национальный банк с просьбой продлить срок освоения вкладов до конца 2017 года (ранее срок был до 1 декабря 2016 года), однако пока регулятор продлил срок лишь до 1 апреля 2017 года».

По условиям программы рефинансированию подлежат ипотечные жилищные/ипотечные займы, полученные заемщиками в банках (ипотечных организациях) в период с 2004-го по 2009 год, остаток задолженности по которым на 1 января 2015 года не превышает 36,5 млн тенге.

Саян Абаев

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: