У кызылординских предпринимателей накопилось немало претензий и вопросов к местной прокуратуре, полиции, налоговикам, другим госорганам.
На встрече с предпринимателями, организованной РПП "Атамекен", областной прокурор Нурлан Бижанов обещал рассмотреть каждый вопрос индивидуально и сообщить о результатах проверки. Затем предложил проводить такие собрания ежемесячно. Также обещал провести аналогичные собрания с сельскими предпринимателями.
Исходя из республиканских показателей, местные органы государственных доходов рассматривают в качестве мер по увеличению в бюджет налоговых и других поступлений не создание необходимых условий для предпринимателей, а скорее карательные методы. Например, признание сделок недействительными, сообщил директор РПП "Атамекен" Пирмухаммед Сыздыков.
"За 6 месяцев 2022 года органы доходов подали в судебные органы 127 заявлений о признании сделок недействительными. По каждому судебному делу привлекаются от двух до четырех предпринимателей. Если учитывать, что первый этап рассмотрения дел длится три месяца, то на апелляционных и кассационных этапах по одному иску уходит от трех месяцев до года, и это все забирает время у предпринимателей", – отметил спикер.
Согласно анализу Нацпалаты по количеству зарегистрированных субъектов МСБ в регионах, вошедших в первую тройку, по сравнению с Кызылординской областью в Алматы их больше в 5 раз, в Астане – больше в 3 раза.
"Поэтому есть все основания говорить, что в нашем регионе каждый 150-й предприниматель вынужден судиться с органами госдоходов. По данному показателю Кызылорда на первом месте. По информации органов доходов, за последние 3 года 1535 налогоплательщиков сменили адрес регистрации на другие регионы", – посетовал директор палаты.
Налоговая система рушит МСБ
Представитель нефтесервисного ТОО "Фрак Джет" Алия Исламбеккызы рассказала, что товарищество работает на рынке более 20 лет, создав больше 200 рабочих мест.
"За последние 5 лет наша компания оказалась вовлеченной в череду налоговых проверок со стороны департамента и судебных исков о признании недействительными заключенных сделок на основании того, что лжепредпринимателями признаны поставщики, одни из сотен контрагентов товарищества. В ходе налоговой проверки 2016 года были доначислены более 500 млн тенге налогов, из-за чего компания была вынуждена применить реабилитационную процедуру, чтобы выплатить эту сумму. В ходе плановых и неплановых проверок в 2018, 2019 годах были доначислены более 900 млн тенге по пяти контрагентам. Выставив уведомления на доначисленные 911 млн тенге, департамент также подает иски о признании сделок недействительными. Хотя уже в уведомлениях доначислили указанную сумму. После окончания реабилитационной процедуры департамент приходит со встречной налоговой проверкой, где не подтверждает взаиморасчетов с контрагентами. Сегодня органами госдоходов было подано исковое заявление о признании сделок недействительными. На данный момент налоговая система рушит МСБ. В таких условиях развивать бизнес является бессмысленным. Наше руководство рассматривает переезд юридического лица из этого региона в другую область", – сообщила спикер.
Незаконные проверки аптек полицейскими
Ряд аптек пожаловались на действия полиции. На основании контрольных функций в сфере предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами и прекурсорами, стражи порядка безосновательно и постоянно проводят проверки деятельности аптек. Такое незаконное вмешательство в дела субъектов предпринимательства привело к тому, что несколько бизнесменов вынуждены отказаться от лицензии.
К слову, данные нарушения были представлены областной прокуратурой.
За три года в регионе уровень обнала снизился с 82 млрд до 36 млрд тенге
Исполняющий обязанности руководителя областного департамента государственных доходов Адильбек Бекишев сообщил, что налоговые органы подают иски о признании сделок недействительными касательно лжесделок.
"Мы подаем иски согласно законодательству. Все решается исключительно в правовом поле. Никаких карательных или ограничительных мер с нашей стороны нет. Решение принимает суд. Так, только в этом году из числа поданных исков только 4 иска решены в пользу налогоплательщиков. Всего лишь 3%. В прошлом году 8,7% в пользу налогоплательщиков. То есть большинство дел рассматривается в пользу органов госдоходов", – отметил спикер.
По словам Бекишева, они подают в суд на основании анализа деятельности предприятия, например наличия активов, уплаты налогов, наемной силы, факта приобретения реализуемого товара, материалов, сырья и так далее.
"Если предприниматель на суде показывает свои документы, первичную бухгалтерию и доказывает свою правоту, мы не против. Но, повторюсь, все решается в правовом поле", – сказал спикер.
Насчет переезда местных предпринимателей в другие регионы он сообщил, что это связано с естественной миграцией населения.
"Да, 1535 ушли за 3 года. Это естественный процесс. Неужели у вас нет знакомых, которые переехали в Алматы или Астану? В большинстве случаев это деловые люди, которые имеют какой-то бизнес, как минимум ИП. Они переезжают в Астану, забирают свое ИП и там продолжают заниматься своим делом", – отметил спикер.
Есть и прирост, за 3 года в Приаралье перебрались около 1000 налогоплательщиков.
По данным Бекишева, за 3 года 8 месяцев из 2000 налогоплательщиков 1890 перевелись в другие города в связи с переездом. Еще есть предприятия-мигранты. В частности, высокорисковые, которые, избегая налогового администрирования, "сбегают" в другие регионы. Так, 500 из 1,5 тыс. – это высокорисковые предприятия.
"Предприятия, которые минимизируют свои налоговые обязательства, например, были зарегистрированы в Караганде. Там налоговик начинает выставлять им претензии, они сменяют юридический адрес на Кызылорду, фактически оставаясь там. Мы начинаем отрабатывать данный момент, проводим администрирование. И тогда либо мы в судебном порядке признаем их перерегистрацию незаконной, либо они сами убегают из региона. За эти три года уровень обнала в области уменьшился на 80 процентов. Если в 2019 году было 82 млрд тенге, то по итогам 2021 года 36 млрд тенге. Кроме того, с 2019 года по настоящее время с 1500 до 330 снизилось число высокорисковых предприятий в области, потенциальных обнальщиков", – сообщил Бекишев.