Прокуратура Восточно-Казахстанской области с успехом претворяет в жизнь проект "Зарплата – вовремя".
"В основном долг по заработной плате образовывается в подрядных и субподрядных организациях строительной отрасли. Работники, подождав обещаний своих так называемых работодателей, обращаются в управление труда через месяц или более. Бывает, что за это время работодатель или прекращает свою деятельность, или продолжает работать, но отрицает факт этих долгов, так как с ними трудовые договора не заключены", – отмечает руководитель управления государственной инспекции труда ВКО Бакытбек Кизатов.
По его словам, в таком случае для решения своевременной выплаты их ведомство предлагает рассмотреть на заседании областной комиссии по социальному партнерству возможность заключения меморандума между заказчиком и генподрядчиком строительства.
Меморандум даст возможность генподрядчикам вести учет трудовых договоров работников подрядных и субподрядных организаций, также внести соответствующий пункт, согласно которому пятипроцентный остаток от суммы договора с подрядчиком будет оставаться у генподрядчика. В случае невыплаты зарплаты подрядными и субподрядными организациями в установленные сроки генподрядчик использует эти средства на погашение долгов по актам правоохранительных органов и госинспекторов труда.
Всего в должниках с начала года, по данным ведомства, числилось 270 организаций области с общей суммой выявленной задолженности на 538 млн тенге. Львиную долю долгов перед работниками имеют предприятия двух городов региона: 112 предприятий Усть-Каменогорска на сумму 268 млн тенге, 79 организации Семея на сумму 216 млн тенге.
В разрезе отраслей экономики наибольшая задолженность по зарплате допущена на предприятиях строительной отрасли (215 млн тенге), горнодобывающей отрасли (117 млн тенге), обрабатывающей отрасли (98 млн) и остальных (108 млн тенге).
Основными причинами возникновения задолженности, как считают в управлении госинспекции труда, является невыгодное финансовое состояние предприятий: отсутствие оборотных средств, значительная дебиторская, кредиторская задолженности.
По данным на ноябрь 2017 года, задолженность, образовавшаяся с начала года, погашена на сумму 454 млн тенге в 266 организациях перед 2100 работниками.
"За 10 месяцев 2017 года инспекторами труда совместно с органами прокуратуры проведено свыше 910 проверок. Из них 24 выборочных, 886 внеплановых. Внеплановые проверки проведены на основании 1921 поступившего обращения граждан, в том числе 516 – через органы прокуратуры, 22 – через филиалы партии "Нур Отан"", – говорит Бакытбек Кизатов.
В результате 506 организациям выданы предписания об устранении нарушений в вопросах трудовых отношений, 400 руководителей предприятий привлечены к административной ответственности на сумму 49 млн тенге. Через судоисполнителей выплачено более 100 млн тенге 580 работникам.
В данный момент, по информации управления труда, текущая задолженность в сумме 84 млн тенге перед 326 работниками осталась у четырех предприятий Семея. Так, ТОО "Таскара" задолжало своим работникам 18 млн тенге, ТОО "Семей пласт" – 10 млн тенге, ТОО "Родниковая" – 20 млн тенге, АО "Казэлектромонтаж" – 36 млн тенге.
Отметим, что за аналогичный период 2016 года задолженность по заработной плате предприятий области составляла 1,325 млрд тенге в четырехсот сорока двух организациях. Тогда предприятия задолжали свыше пяти тысячам работников.
В управлении госинспекции труда говорят: изменить показатели в лучшую сторону удалось при помощи активно проводимой работы со стороны их ведомства, также прокуратуры ВКО и судисполнителей. Для профилактики образования задолженности по заработной плате в 2015 году реализовывался проект "Алгоритм предупреждения образования задолженности по зарплате", а с 2016 года – проект, разработанный прокуратурой "Зарплата – вовремя". В проектах были задействованы представители правоохранительных органов, госслужащие, профсоюзы и палата предпринимателей. Наибольший успех возымел проект прокуратуры, который позволил в условиях экономической ситуации не вызвать социальную напряженность среди населения.
Однако, как отмечает Бакытбек Кизатов, с октября 2016 года судами не принимаются на рассмотрение предписания госинспекторов труда о невыплате заработной платы. Мотивируется это тем, что госинспектор является третьим лицом в иске по заработной плате. Кроме того по новому Закону "О прокуратуре" с июля 2017 года прокуроры также не имеют права внести работодателю предписание, обязывающее выплатить заработную плату в срок.
"В связи с чем в настоящее время при поддержке прокуратуры нами направлено письмо в правительство о внесении изменении в статью 32 Закона "Об исполнительном производстве" по включению предписаний госинспекторов труда в перечень исполнительных документов", – заключил господин Кизатов.
Жанар Асылханова, ВКО