Фискалы предлагают концептуально пересмотреть налогообложение недропользователей.
О необходимости привести к одному знаменателю нормы Налогового кодекса с действующим законодательством о недрах и разрабатываемым Кодексом о недрах РК, заявил заместитель руководителя специализированного управления Комитета госдоходов Дмитрий Шинкоренко.
- По нашему мнению, одним из основных факторов возникновения проблем налогообложения недропользователей является его тесная связь с законодательством о недрах, – сказал он на брифинге в четверг, 15 октября. – Так, любое изменение в законодательстве о недрах влияет на объект налогообложения недропользователей. Кроме того, определения, используемые в налоговом законодательстве, основаны на законодательстве о недрах, и не всегда имеют четкий и ясный характер. Например, определения коммерческого обнаружения, порядка утверждения запасов, вида полезного ископаемого, налоговой границы и другие.
По словам Шинкоренко, зачастую органы госдоходов, обращаясь за разъяснением в компетентные инстанции для разъяснения положений законодательства о недрах, получают несколько разных вариантов ответа по одному и тому же вопросу.
- Например, по вопросу порядка утверждения запасов полезных ископаемых получен ответ, что любой протокол Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) утверждает запасы полезных ископаемых и, соответственно, это является коммерческим обнаружением. Тогда как недропользователям этим же компетентным органом ранее были даны ответы, что запасы полезных ископаемых утверждаются только протоколом ГКЗ с буквой «У», а протоколы ГКЗ с другими буквенными обозначениями (П, А, О и т.д.) не являются утверждением коммерческого обнаружения, – привел пример представитель Комитета госдоходов.
По его мнению, все это влияет на прозрачность и полноту исчисления специальных платежей и налогов недропользователей. В частности, это касается НДПИ на подземные воды. Комитет предлагает, и такая поправка уже рассматривается в парламенте, установить уплату НДПИ от объема добытой подземной воды по ставке, привязанной к МРП. Необходимо напомнить, что по данным комгосдоходов, добывающие и реализующие подземные воды недропользователи в настоящий момент по-разному исчисляют НДПИ. Всего можно выделить три варианта, два из которых, как считают налоговики, являются схемами по минимизации налогов.
При первом варианте «НДПИ рассчитывается от цены реализации воды, как указано в Налоговом кодексе», подчеркнул Дмитрий Шинкоренко. В двух других случаях НДПИ рассчитывают от себестоимости добычи воды, либо от цены реализации добытой воды, которая включает себестоимость или небольшую наценку еще одному созданному предприятию с цехом розлива воды.
- Применение схем по минимизации налогов позволяет недропользователям недоплачивать в бюджет значительную часть НДПИ от использования природных ресурсов страны. К примеру, при средней цене реализации одного литра воды в 31 тенге, НДПИ должен составить 3,3 тенге, тогда как применяющие подобные схемы недропользователи платят НДПИ в сумме 0,01 тенге с литра, – говорит фискал. – Столь низкая оплата за природные богатства страны в виде НДПИ также приводит к тому, что недропользователи допускают потери чистейшей питьевой воды до 70%.
В качестве обоснования нового механизма НДПИ, он сослался на слова президента Казахстана о том, что «необходимо выработать новую политику в отношении водных ресурсов нашей страны. Необходимо в целом изменить мышление нашего общества. Мы должны перестать транжирить воду – наше одно из самых драгоценных природных богатств».
Между тем, как писал atameken.info (Производители вод, соков и пива поставлены на колени), производители напитков, использующие воду из подземных источников, отнюдь не в восторге от привязки НДПИ к МРП. Они считают, что это может уничтожить отрасль, поскольку налоговое бремя становится слишком тяжелым. Так, сейчас за тонну воды они платят в среднем 10-15 тенге, а разработчики законопроекта предлагают платить за тонну сумму в размере одного МРП, а это 1982 тенге. Разница, как говорится, на лицо.
Схожая ситуация складывается, по данным комитета, и по НДПИ по забалансовым запасам. В настоящее время, Налоговым кодексом установлена нулевая ставка НДПИ на полезные ископаемые, добытые из состава забалансовых запасов, ввиду их нерентабельности. Однако, по мнению налоговиков, на практике недропользователи реализуют и экспортируют такие полезные ископаемые, хотя по закону о недрах это недопустимо: забалансовые запасы должны складироваться. По словам, Дмитрия Шинкоренко, имеются факты, когда недропользователь осуществляет добычу полезных ископаемых только из забалансовых запасов и полностью их экспортирует.
В результате, по данным комитета, потери НДПИ за 2009-2013 годы только по золоту составили 3,8 млрд тенге. В качестве решения проблемы налоговики предлагают отмену нулевой ставки НДПИ по реализуемым полезным ископаемым, добытым из состава забалансовых запасов.
Много вопросов вызывает и действующий порядок исчисления НДПИ на общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ).
- К примеру, недропользователь, добывающий бутовый камень, изменяет в контракте вид полезного ископаемого на известняк и уплачивает НДПИ по пониженной ставке. Или компания добывает песчано-гравийную смесь (ПГС), промывает ее и продает. При этом считает, что продает не полезное ископаемое, а совершенно другой продукт, и применяет не цену реализации, а себестоимость, увеличенную на 20%. Однако после промывки ПГС не меняет своих свойств и, соответственно, для НДПИ должна применяться цена реализации, – привел примеры Дмитрий Шинкоренко..
В целях исключения фактов создания схем по минимизации налогов Комитет госдоходов рассматривает вопрос об установлении порядка исчисления НДПИ аналогично поправкам по подземным водам. Речь идет о фиксированной ставке НДПИ (в привязке к МРП) за единицу добытого ОПИ. При этом ответственным госорганам необходимо будет более точно определить перечень ОПИ.
- В целях упрощения администрирования налогообложения и установления прозрачности начислений налогов недропользователями, нами предложено отойти от ведения раздельного учета деятельности недропользователя и концептуально пересмотреть механизм налогообложения недропользователей. В настоящее время данные вопросы прорабатываются с бизнес сообществом в рамках рабочей группы при Министерстве национальной экономики, – резюмировал Шинкоренко.
Александр Константинов