Сенат Парламента Казахстана на прошлой неделе одобрил пакет поправок в законодательство по вопросам перехода страны к "зеленой экономике", представленный бывшим на тот момент министром энергетики Владимиром Школьником. Проект закона предусматривает изменения в 12 законодательных актов.
В земельные и водные кодексы, в целях улучшения защиты водных объектов, уменьшению дефицита водных ресурсов, совершенствование методической обеспеченности водопользователей и государственных органов. А также повышения качества воды через разработку целевых показателей стандартов, системного планирования использования водных ресурсов, а также усиление контроля за питьевым водоснабжением. Однако ключевые дебаты развернулись вокруг вносимых поправок в закон о поддержке использования возобновляемых источников энергии. Они были внесены, по замыслу авторов проекта, в целях создания резервного фонда при расчетно-финансовом центре в целях обеспечения финансовых обязательств РФЦ перед объектами возобновляемых источников энергии, а также, индексации тарифов на энергию ВИЭ. Напомним, что 27 мая 2014 года на заседании Правительства Республики Казахстан были утверждены фиксированные тарифы на электрическую энергию, производимую за счет возобновляемых источников энергии.
Тариф на электрическую энергию, произведенную ветровыми электростанциями, составил 22,68 тенге за 1 кВтч без учета НДС (около 12,5 центов США).
Тариф для солнечных электростанций составил 34,61 тенге за 1 кВтч без учета НДС (около 19 центов США).
Тариф для малых гидроэлектростанций (мощностью до 35 МВт) составил 16,71 тенге за 1 кВтч без учета НДС (около 9 центов США).
Тариф для биогазовых установок составил 32,23 тенге за 1 кВтч без учета НДС (около 18 центов США).
В соответствии с принятым решением ТОО "Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии" (дочерняя организация АО "Кегок"), будет обязано покупать электрическую энергию, произведенную "зелеными" электростанциями, по утвержденным фиксированным тарифам. На тот момент и депутаты и правительство одним из достоинств принятого решения считали то, что тарифы жестко фиксированы в тенге. Однако спустя 2 года ситуация изменилась. И сенаторам были предложены поправки, целью которых, по словам Владимира Школьника, было "в целях защиты настоящих и будущих инвестиций в проекты ВИЭ внесена поправка предусматривающая возможность ежегодной индексации утвержденных фиксированных тарифов с учетом изменения обменного курса национальной валюты, т.е. предусматривается возможность, как увеличения, так и уменьшения тарифа с учетом экономической целесообразности каждого проекта". "Мы полагаем, что тарифообразование на электроэнергию от ВИЭ необходимо дедолларизировать. Сейчас в Сенате рассматривается поправка, предусматривающая государственное обязательство по индексации тарифов на электроэнергию, вырабатываемую возобновляемыми источниками энергии, с учетом изменения обменного курса национальной валюты к доллару. Такое нововведение предлагается несмотря на то, что в законодательстве уже есть норма, которая позволяет ежегодно индексировать тарифы на электроэнергию ВИЭ с ориентиром на официальную инфляцию. Мы считаем, что с точки зрения национальной экономики такая привязка к доллару не обоснована. Предлагаемая поправка затрагивает интересы всех потребителей – крупный бизнес, МСБ, население, поскольку субсидирование ВИЭ осуществляется через тариф на каждый киловатт-час электроэнергии, потребленной организациями или физическими лицами в Казахстане", - считает заместитель исполнительного директора Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим Кононов
- Как известно, электроэнергия, вырабатываемая возобновляемыми источниками энергии в стране, в обязательном порядке закупается у инвесторов в ВИЭ со стороны расчетно-финансового центра (РФЦ) при KEGOC. Причем механизм тарифообразования ВИЭ непрозрачен и не привязан к инвестиционным затратам. После валютной индексации мы ожидаем, что тарифы на ВИЭ могут достигнуть уровней в 60-100 тенге за кВтч по разным видам "зеленой" электроэнергетики. Это притом, что средневзвешенный тариф на электроэнергию угольной генерации по стране сейчас в несколько раз меньше, чем средний тариф от ВИЭ, а производители традиционной электроэнергии должны дотировать дорогие "зеленые" тарифы через механизм закупа РФЦ с учетом их рыночной доли".
По словам Максима Кононова, во всем мире разница между стоимостью генерации электроэнергии ВИЭ не превышает стоимость генерации электроэнергии традиционными источниками более, чем в 2-3 раза, что в отдельных случаях обуславливает определенную экономическую целесообразность использования ВИЭ в качестве альтернативы. В Казахстане, по его мнению, с учетом нововведений, эта разница может вырасти до более, чем 10 раз. "Понятное дело, любую внушительную индексацию тарифов ВИЭ они будут перекладывать себе в стоимость и далее в тарифной цепочке промышленным потребителям и физическим лицам. Это означает, что тарифы на электричество, получаемое предприятиями и населением, значительно возрастут после валютной индексации ВИЭ. Так, по некоторым расчетам, расходы на поддержку ВИЭ в 2020 году составят в среднем 1,77 тенге с каждого кВтч, потребляемого в Казахстане, из которых 0,70 тенге за кВтч будет приходиться на влияние курсовой индексации.
Для сравнения, по итогам декабря 2015 года расходы на ВИЭ составляли для потребителей 0,09 тенге/кВтч. Отдельные специалисты полагают, что фактические расходы на ВИЭ в 2020 году будут выше прогноза и составят более 2 тенге в каждом кВтч. Между тем, затраты потребителей на покупку "зеленой" электроэнергии в 2020 году могут составить 174 млрд. тенге, в том числе за счет индексации по курсу – 69 млрд. тенге, а всего за предстоящие 5 лет - 512 млрд. тенге и 193 млрд. тенге соответственно. Это при том, что в стране сейчас накоплен профицит электрических мощностей в размере 4 тысяч мегаватт, а доля ВИЭ вырастет до 4% в 2019 году вместо запланированных 3% в 2020 году, то есть можно сказать, что развитие ВИЭ в Казахстане и без того идет опережающими темпами", утверждает Максим Кононов. Он полагает, что индексация тарифов ВИЭ с привязкой к доллару противоречит политике дедолларизации.
Кроме того, по его мнению, "эта мера значительно ухудшит конкурентоспособность продукции горно-металлургических предприятий, потребляющих до 60-70% электроэнергии в стране, на мировых рынках, а также повысит финансовую нагрузку на граждан, чьи доходы не индексируются по отношению к курсу доллара".
Александр Константинов