Как подчеркивают в Национальной ассоциации коммуникаций и цифровизации (НАКЦ), в 2021 году закупки внутрихолдинговой кооперации фонда составили 25% от общего объема закупок. Весь объем закупок фонда составил 3,4 трлн тенге. При этом на открытый тендер было выведено только 18% объема закупок, а по итогам мониторинга годовых и долгосрочных планов закупок портфельных компаний фонда на 2020-2025 годы стало известно, что закупки по конкурентным позициям планируются также посредством внутрихолдинговой кооперации. Эксперт НАКЦ Антон Шин отметил, что фонд так и не смог толком обосновать свои так называемые новые правила.
– Я мониторил все информационные заявления фонда. И общественный совет при фонде, и пресс-брифинг, также ознакомился с пресс-релизом совещания, которое прошло в сенате парламента. Хочу сказать, что, по сути, ничего существенного, как поручал глава государства, не произошло. Я согласен с депутатами сената. Как они сказали, что фонд формально подошел к исполнению поручения главы государства в вопросах исключения кулуарности, непрозрачности, завышения цен в вопросах закупок. Помимо бизнеса и сенаторов, вопросами закупок фонда активно заинтересовались и в агентстве по защите и развитию конкуренции, хотя ранее фонд сообщал, что новый регламент закупок изначально был разработан вместе с предпринимательским сообществом, в том числе с НПП "Атамекен" и госорганами.
– Как Вы считаете, сможет ли антимонопольный орган повлиять на работу фонда?
– Считаю, что у АЗРК есть все полномочия и непосредственно карт-бланш от главы государства. Около месяца назад председатель АЗРК на своей странице в Facebook в адрес представителей делегации Всемирного банка, которых также интересовал вопрос реформирования системы закупок фонда "Самрук-Казына", озвучил планы по дальнейшему пересмотру системы закупок фонда в сторону сокращения внутрихолдинговой кооперации и видов закупок из одного источника.
Что было предложено АЗРК, мне неизвестно, но предложенные планы были положительно восприняты представителями Всемирного банка. После этого они выступили с заявлением, что в адрес АЗРК продолжают поступать обращения от бизнеса касательно ограничения конкуренции при осуществлении закупок фондом способом из одного источника.
Агентство направило фонду в числе других рекомендаций предложения об обязательном соблюдении норм отсутствия конкуренции на соответствующем товарном рынке. Я, как и весь бизнес, надеюсь, что эти предложения будут положительно восприняты фондом и мы в скором времени увидим совсем другие правила.
– Премьер-министр Алихан Смаилов считает, что резкий вывод внутренних закупок "Самрук-Казына" в конкурентную среду повлечет за собой социальные проблемы из-за сокращения рабочих мест в производственных предприятиях фонда. В этой связи, добавил премьер, в процессе проработки проекта порядка было принято решение о переводе внутрихолдинговых закупок в закупки способом из одного источника. Ваше мнение по этому поводу?
– Если резкий вывод внутрихолдинговых закупок в конкурентную среду повлечет за собой социальные проблемы, то тогда правительство либо сам фонд должны предоставить соответствующие сроки постепенного вывода всех закупок фонда в конкурентную среду.
Считаю, что так будет справедливо, бизнес по обе стороны должен иметь представление, в каких правовых и экономических рамках им вести свою дальнейшую деятельность.
В целом хочу отметить, что продолжающийся "торг" со стороны фонда настораживает отечественный бизнес. Фонд, продолжая свои поиски компромисса, еще не совсем до конца понимает, что происходит в частном секторе, который ждет честных и конкурентных условий от этих правил.
Я не знаю, окончательное это решение или нет, но на очном заседании совета директоров фонда, которое прошло 10 июня, были приняты изменения и дополнения в эти самые правила. По моему мнению, изменения носят "косметический" характер, а сам перечень товаров, работ и услуг из одного источника так и остался с около 200 наименованиями позиций.
Я полностью солидарен с мнением сенаторов, других экспертов, что власть и квазигосударственный сектор рискуют в очередной раз потерять доверие бизнеса, который после двухлетнего пандемийного шока старается адаптироваться к болезненным последствиям нарастающего санкционного давления из-за российско-украинского конфликта.
– Какие у вас вопросы к фонду?
– Правилами закупок фонда установлено, что закупки товаров, работ и услуг из одного источника проводятся при отсутствии возможности закупить эти товары, работы и услуги на конкурентном рынке. Мы хотим понимать, каким способом определяется возможность или невозможность закупить товары, работы и услуги на конкурентном рынке?
Следующее обстоятельство. Абсолютное большинство товаров и услуг, которые фонд закупает из одного источника, в рамках внутрихолдинговой кооперации, полагаю, закупались и ранее. Думаю, что такие закупки в отсутствие холдинга производились на открытом тендере. Почему же сейчас эти закупки выведены из открытого доступа?
Если смотреть по приложению 12 к правилам закупок фонда, то, безусловно, как в этом перечне оказались такие виды деятельности, как работы по техническому обслуживанию сетей и оборудования связи? Это высококонкурентные сферы деятельности, и непонятно, зачем эту сферу отнесли к сфере закупок из одного источника. Также в перечне имеются и, к примеру, услуги по опрессовке и промывке системы отопления. Это также конкурентный бизнес.
Работы по возведению (строительству) нежилых зданий/сооружений, работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог также относятся к высококонкурентным сферам деятельности. Этот список большой. Так как я специализируюсь на телекоммуникационной отрасли и в целом IT-сфере, хочу отметить, что в перечне имеются порядка 30 позиций только IT-сферы, относящихся к конкурентной среде. В целом возникает вопрос: имеется ли заключение АЗРК по каждому пункту? Ведь они ранее получали их согласование.
Майра Медеубаева