Зачем Казахстану дорога на Иссык-Куль?

41017

Сроки реализации проекта нового трансграничного маршрута пока точно не определены.  

Зачем Казахстану дорога на Иссык-Куль? Фото: Максим Морозов

Много лет продолжаются разговоры о прокладке нового, более короткого маршрута на Иссык-Куль, но о финальной стадии реализации международного проекта говорить пока рано, сообщает inbusiness.kz.

Хотя министерство транспорта и коммуникаций соседнего Кыргызстана уже поспешило объявить, что определен финальный вариант проекта и проведен его экономический анализ, говорить о конкретных сроках начала, а тем более и окончания строительства пока нельзя. По данным министерства транспорта Кыргызстана, принято решение о прохождении трассы Алматы – озеро Иссык-Куль через Узынагаш, перевал Кастек до города Кемин, что позволит сократить путь на 150 километров, с 450 до 279 км.

В августе 2024 года казахстанской и кыргызстанской сторонами был подписан очередной документ, касающийся строительства новой автодороги. Кроме того, было принято решение о внесении этого проекта для обсуждения на межправительственном совете двух стран для принятия окончательного решения по реализации.

Особый интерес, который проявляет к проекту кыргызстанская сторона, понятен, ведь его реализация позволит значительно усилить туристическую привлекательность Иссык-Куля для казахстанцев. Но при этом возникает вопрос, какие плюсы даст Казахстану новая автодорога? Как, ссылаясь на данные Азиатского банка развития, отмечает издание Economist.kg, на сегодняшний день стоимость реализации проекта составит 140-150 млн долларов, причем большая часть затрат – около 60% – ляжет на казахстанскую сторону. При этом экспертная оценка говорит о том, что больше всего выгоды от реализации проекта – 63% – получит Кыргызстан.

По мнению представителей казахстанской туристической отрасли, строительство новой автодороги на Иссык-Куль будет иметь негативные последствия для курортного бизнеса на берегах Алаколя, Балхаша и Капшагая. На сегодняшний день ежегодный поток туристов из Казахстана на Иссык-Куль составляет примерно 1,2-1,4 мл человек, а появление более короткого маршрута, по различным оценкам, позволит увеличить этот показатель более чем в два раза. Это означает, что после ввода в эксплуатацию более привлекательного маршрута на Иссык-Куль курорты юго-восточной части Казахстана потеряют более миллиона туристов, что негативно отразится на бизнесе и поступлении налогов в казахстанский бюджет.

Одновременно с этим станет доступнее для казахстанского рынка сельскохозяйственная продукция из этого региона Кыргызстана, что окажет негативное влияние на агропромышленное производство на юго-востоке Казахстана.

Вместе с тем, поскольку реализация проекта новой автодороги на Иссык-Куль постоянно сдвигается, редакция отправила запрос о сроках начала строительства автодороги в комитет автомобильных дорог министерства транспорта РК. В ответе, который подписал заместитель председателя комитета Жамбул Бактияр, говорится, что в рамках утвержденной концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года строительство дороги на Иссык-Куль не запланировано.

"Министерству были определены перспективные автодорожные проекты, среди которых вышеуказанная дорога не предусмотрена. Рассмотрение данного проекта возможно после завершения утвержденных проектов ориентировочно после 2030 года", – говорится в документе.

Кроме того, в январе 2024 года правительством Казахстана была утверждена "Межрегиональная схема территориального развития южного региона Республики Казахстан", где указано, что строительство и реконструкцию автомобильной дороги Алматы – граница Кыргызстана – Иссык-Куль протяженностью 96 километров запланировано завершить к 2040 году.

Читайте по теме:

Пляжные зоны Иссык-Куля стали свободными для доступа граждан Кырзыстана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться