Зачем Казахстану омбудсмен по защите прав потребителей

Зачем Казахстану омбудсмен по защите прав потребителей

17:23 23 Ноябрь 2021 2554

Зачем Казахстану омбудсмен по защите прав потребителей

Автор:

Ольга Ушакова

Ежегодно в этой сфере увеличивается число жалоб от жителей страны.

Далеко не все согласны с идеей правительства РК по созданию института омбудсмена. Подробнее на inbusiness.kz.

Проект Закона "О защите прав потребителей" в новой редакции предусматривает введение в Казахстане института омбудсмена по защите прав потребителей – об этом было заявлено на заседании правительства РК под председательством премьер-министра Аскара Мамина. В сообщении, опубликованном на официальном сайте правительства, не говорится о том, каким образом будет работать новый институт, сообщает inbusiness.kz.  

Но, как рассказала президент РОО "Национальная лига потребителей" Светлана Романовская, предполагается создать единую организацию – национальную ассоциацию по защите прав потребителей, которая будет содержаться за средства бюджета. И такой подход она считает неверным. К слову, именно Романовская в свое время внесла предложение о необходимости создания в стране института омбудсмена по защите прав потребителей, только у нее свое видение ситуации. 

Нужен общественный совет

"Я спрашиваю, а зачем нам еще одна ассоциация, которую надо кормить? Хорошо, если это будет общественный совет по защите прав потребителей и омбудсмен со своим небольшим коллективом, который в основном будет взаимодействовать с общественными организациями, госорганами, у которых есть функция по защите прав потребителей", – говорит Светлана Романовская. 

А в единой организации, по ее мнению, нет необходимости, потому что в стране обществ по защите прав потребителей (ОЗПП), которые она должна объединить, раз, два и обчелся. И почти все из них возглавляют пожилые люди в возрасте далеко за 70, говорит Светлана Романовская.

"Наша лига уже 21 год состоит в международной организации по защите прав потребителей Consumers International, и у нас самый лучший опыт. Мы хорошо знаем ментальность в странах СНГ и Казахстане, – рассказывает она. – Считаю, что у нас должен быть общественный совет по защите прав потребителей.

Статья 41 Закона РК "О защите прав потребителей" предполагает, что каждое ОЗПП имеет право участвовать в деятельности общественного совета по защите прав потребителей. Этот общественный совет должен возглавлять омбудсмен по защите прав потребителей. А тот должен напрямую подчиняться либо президенту, либо премьер-министру. Лучше – главе государства, потому что правительство у нас не идеально работает. Каким-то образом помогать ему, объяснять, рассказывать, организовывать обратную связь". 

По мнению Светланы Романовской, в этот общественный совет должны входить либо вице-министры, либо руководители 19 госорганов Казахстана, которые имеют функцию по защите прав потребителей, включая такие сферы, как торговля, образование, здравоохранение, стандартизация.  И такой общественный совет займется формированием политики в сфере защиты прав потребителей, разработкой путей ее реализации, защитой проектов в сфере защиты прав потребителей перед руководством страны для выделения бюджетных денег на их реализацию. Затем общественный совет, считает Романовская, должен распределять эти деньги между обществами по защите прав потребителей через конкурс. 

Роль омбудсмена, на ее взгляд, в такой схеме заключается в том, чтобы следить за качеством деятельности, которую проводят общества по защите прав потребителей и госорганы в этой сфере. Он должен составлять отчеты перед президентом, что сделано, что необходимо сделать, улучшить и вносить свои предложения на рассмотрение общественного совета. 

Пошли вон отсюда!

По словам Светланы Романовской, в целом в стране не сформирована единая государственная политика в сфере защиты прав потребителей. Национальная лига потребителей провела исследование в более 1200 компаний Алматы, нарушают ли они права потребителей или нет? Выяснилось, что 86% компаний являются нарушителями законодательства в этой сфере. Причем злостно!

"Когда наши представители делают замечания предпринимателям, что у них нет предусмотренной законом информации для потребителей по поводу организаций, которые в досудебном порядке урегулируют спор, нет телефонов горячих линий госорганов, нет ценников. А предприниматели нам говорят: "Нет и не будет.  Пошли вон отсюда! Мы малый бизнес, отстаньте от нас, вы не имеете права проверять". Мы им говорим, что занимаемся только исследованием и просвещением самого же бизнеса, ведь за каждое из перечисленных нарушений предусмотрены штрафы в Кодексе РК об административных правонарушениях, но нас не хотят слушать". 

Но и сами владельцы торговых домов, считает Светлана Романовская, занимаются попустительством, утверждая, что не несут ответственности за нарушения прав потребителей и "переводят стрелки" на арендаторов.  При этом они отказываются запускать в свои торговые дома сотрудников РОО "Национальная лига потребителей" для исследований, чтобы те дали им же обратную связь по поводу того, кто нарушает права потребителей. Торговым домам проще заплатить штраф, чем исполнять требования по защите прав потребителей, говорит общественница. И то их не штрафуют, потому что везде мораторий. 

Нет стандартов

На вопрос, какие чаще всего нарушения прав потребителей допускают предприниматели, Светлана Романовская с уверенностью говорит, что "везде имеют место обсчет, обвес, обмер, введение в заблуждение, подделки, отсутствие стандартов на многие услуги". Причем зачастую действия предпринимателей нельзя оспорить в суде, потому что нет стандартов. В пример она приводит электронные сигареты - вейпы.

"Нарушения абсолютно везде. Мы проводили рейды, выявляя, что в магазинах продавали вейпы 9-12 летним детям. Выкладка есть прямо на кассе. Вейп вкусно пахнет фруктами, он красиво оформлен. Дети покупают его за 3600 тенге, потом продают затяжки по 200 тенге, а там 3500 затяжек. С этого они имеют по 7 тысяч тенге и покупают еще больше вейпов. Многие такие устройства продаются через интернет. Зачем тогда проводить антиникотиновые кампании?" - рассказывает Светлана Романовская. 

К сожалению, стандартов оказания услуг, привлечения к ответственности за нарушения прав потребителей нет во многих сферах. В прошлом году был случай, когда в национальную лигу потребителей обратилась девушка после некачественной косметологической услуги: в салоне ей вкачали в грудь гель для ее увеличения, а наутро он съехал на спину. Но в течение семи месяцев ни один врач не брался исправить такой брак. А проблема в том, что у девушки не было чека по оплате услуги, свидетелей, фото-видеосъемки, договора. 

Много нарушений в Казахстане выявляется в сфере интернет-торговли. К слову, Аскар Мамин поручил министерству торговли и интеграции совместно с госорганами внести до конца года предложения по усовершенствованию регулирования в сфере электронной торговли. Светлана Романовская уверена: необходимо чтобы каждый интернет-магазин проходил государственную регистрацию, в которой представлял бы фактический и юридический адрес, название компании, телефоны, которые принимают жалобы потребителей. При этом стоит учесть международный опыт: в Китае, например, за регистрацию магазина предприниматель платит деньги государству. В случае нарушений его интернет-магазин ликвидируют, а пострадавшим потребителям выплачивают ущерб. 

Что еще нужно сделать? 

Светлана Романовская уверена, что в Казахстане необходимо также развивать академию потребительского образования. На базе каждого вуза следует открыть общества по защите прав потребителей, потому что это выгодно и для вуза, и для студента. Это хорошая практика и стопроцентное трудоустройство, считает общественница. Сама она является автором первого в мире учебника для студентов вузов в сфере защиты прав потребителей, который написала вместе со Светланой Мороз, преподает в Каспийском университете уже пять лет. Светлана Романовская утверждает, что уже со второго курса у них нет ни одного нетрудоустроенного студента. 

По данным пресс-службы республиканского комитета по защите прав потребителей, за 9 месяцев текущего года к ним поступило 15,6 тыс. обращений от казахстанцев. Это на 2% больше, чем за такой же период прошлого года. Потребителям вернули 275 млн тенге. 

Ольга Ушакова 

 

kak-utolit-kadrovyj-golod

shahter-i-kajrat-razygrayut-kubok-kazahstana-po-futbolu-2021

alimhanuly-spravilsya-s-legkoj-rabotoj

kak-sluzhba-ekonomicheskih-rassledovanij-ugolovnye-dela-fabrikuet

saryarka-pytaetsya-nalozhit-veto-na-perehod-tambieva-v-khl

загрузка

×