Зачем Нацбанк играет против тенге?

Аскар Муминов Аскар Муминов
8498

Нетто-покупка иностранной валюты Нацбанком РК на внутреннем рынке за четыре месяца 2016 года составила 2,5 млрд долларов.

Зачем Нацбанк играет против тенге?

В последние дни можно наблюдать определенное укрепление национальной валюты. Между тем, эксперты отмечают, что тенге прибавляет позиции куда медленнее, чем растут цены на нефть. Так, если с начала года нефть выросла на 30%, то, согласно недавнему заявлению Национального банка, тенге за этот же период укрепился лишь на 3,6% (в апреле – на 4,6%). При этом регулятор продолжает осуществлять интервенции на рынке.

В апреле регулятор приобрел в резервы более 830 млн долларов. Также НБ сообщил, что впервые за 10 лет объемы продаж населением американских долларов превышают объемы покупок. В феврале-марте нетто-продажи долларов США составили 513 млн долларов. 

Вместе с тем, укреплению тенге, по мнению аналитиков, во многом препятствует сам регулятор, который пытается не допустить резкого курсового скачка и сдерживает рост нацвалюты. Каковы причины такой политики Нацбанка в отношении курса тенге к доллару? Опрошенные abctv.kz эксперты в основном сходятся во мнении, что регулятор опасается возможного резкого падения цен на нефть, после чего укрепившийся тенге придется вновь стремительно девальвировать, что ударит как по экономике, так и вызовет очередную волну народного недовольства.   

Негибкий бюджет тенге не товарищ

Исполнительный директор инвестиционной компании АО "Асыл-Инвест" Нурлан Рахимбаев заметил, что пока ситуация на рынке нефти остается благоприятной для казахстанской экономики. Высока вероятность, что уже в ближайшие месяцы мировые цены достигнут отметки 50-54 долларов за баррель. Соответственно, укрепление тенге должно продолжиться, но умеренными темпами. Он подчеркнул, что ранее "Асыл-Инвест" давал прогноз по курсу тенге/доллар в лучшем случае до отметки 320-310, хотя при текущем движении цен на нефть можно ожидать и большего укрепления. Аналитик также склонен полагать, что препятствует росту курса тенге вмешательство Национального Банка РК в курсообразование, который часто выступает покупателем валюты. При этом он считает, что влияние регулятора на курс во многом обусловлено тем фактом, что правительством страны на этот год был утвержден бюджет, предполагающий курс на уровне 360 тенге за доллар.

Нурлан Рахимбаев подчеркнул, что медленно укрепляющийся курс тенге будет способствовать улучшению показателей выполнения бюджета на этот год, однако при этом об оздоровлении экономики говорить рано. Но за счет улучшения внешней конъюнктуры этот процесс уже начался. По его словам, определенность возникнет лишь тогда, когда рынок нефти достигнет стабильности на долговременный период. Реальное же оздоровление экономики эксперт прогнозирует после того, как вернется доверие населения к национальной валюте, а ставки по кредитам снизятся, и в целом заработает кредитный рынок.

Директор департамента аналитики инвестиционной компании "Асыл-Инвест" Айвар Байкенов заметил, что в последние три месяца наблюдается заметное снижение девальвационных ожиданий, за которым следует снижение интереса к иностранной валюте и увеличение спроса на тенге в виду более высокой текущей доходности последнего. В итоге идет активная конвертация долларов в тенге. "Такую ситуацию регулятор воспринимает как риск для финансовой стабильности, раз проводит столь масштабные интервенции для недопущения укрепления курса", - подчеркнул аналитик. Курс оказался в таком положении, что если имеются предпосылки для его ослабления, то плавание становится более свободным, чем при обратном сценарии. По мнению аналитика, в текущих внутренних и внешних условиях тенге уже давно должен был оказаться в коридоре 310-320. Динамика последних месяцев показывает, что корреляция с нефтью и рублем резко снизилась.

"Возможно, регулятор в условиях высоких ставок рассматривает поддержание слабого курса в качестве главной стимулирующей меры. Хотя на деле мы видим, что многие предприятия не справляются с таким курсом. Безусловно, есть и определенное давление на Нацбанк со стороны правительства, которое ранее сверстало бюджет по курсу 360 и, по всей видимости, пока не готово его пересматривать, что говорит о проблеме негибкости бюджета. Также может иметь место и давление со стороны крупных промышленных групп, которые занимаются экспортом. Надо понимать, что экономика страны представлена не только крупными экспортерами сырья, но и сильно зависит от импорта, на котором основана деятельность многих представителей МСБ. Поэтому укрепление курса могло бы обеспечить определенную поддержку таким предприятиям, при этом без особо сильного ущерба экспортерам. К тому же укрепление нацвалюты может снизить и инфляционное давление, связанное с ценами импортной продукции. Плюс мы бы получили более активную дедолларизацию банковских депозитов и оживление на рынке ценных бумаг", - убежден Айвар Байкенов.      

По его словам, несмотря на то, что сегодня стоит задача по повышению доверия к тенге и по дедолларизации экономики, недопущение должного укрепления курса отводит эти задачи на задний план.

"Таким образом, сам Нацбанк показывает собственное недоверие к тенге, не давая ему укрепляться при наличии явных внешних и внутренних факторов поддержки. Даже в случае дальнейшего роста цен на нефть такая политика, по всей видимости, продолжится", - сказал Айвар Байкенов.

Условное свободное плавание

Генеральный директор инвестиционной компании "Фридом Финанс" Тимур Турлов считает, что сейчас Нацбанк очень условно придерживается политики "свободного плавания", препятствуя укреплению тенге вопреки текущей конъюнктуре сырьевых рынков. Даная политика может быть оправдана только в случае наличия у регулятора прогноза дальнейшего скорого ухудшения нефтяной конъюнктуры. Хотя такая политика, по мнению г-на Турлова, поддерживает доходы республиканского бюджета, однако продолжает играть против "широкого потребителя", который заинтересован в увеличении реальных доходов и в снижении импортных цен в тенговом выражении, что может произойти только в результате укрепления курса национальной валюты.

Эксперт убежден, что тенге, объективно, сейчас выглядит чрезмерно перепроданной валютой в сравнении со всеми ближайшими аналогами, и в случае сохранения хотя бы текущего уровня нефтяных цен рано или поздно Нацбанк будет вынужден допустить укрепление к 300 тг/доллар или даже ниже. Вместе с тем, он заметил, что нынешняя политика регулятора поддерживает спекулятивный спрос на тенге и может играть определенную положительную роль в дедолларизации.

По словам директора Института экономической политики (ИЭП) Казахстана Каирбека Арыстанбекова, когда речь идет об укреплении национальной валюты по отношению к другим валютам, в особенности к валютам стран торговых партнеров, важным индикатором должно стать относительное превышение уровня внутренних цен, определенных через соотношение  паритета покупательской способности тенге, над ценами, характерными для стран похожего уровня экономического развития. По оценкам ИЭП, после достижения Казахстаном среднемирового ВВП на душу населения  около 12500 долларов в 2013 году, по данным ООН, ВБ, МВФ, уровень относительных цен страны оказался значительно выше, чем в государствах аналогичного уровня экономического развития.

Заложники диверсификации

Занижение валютного курса по сравнению с паритетом покупательской способности – то есть отставание внутренних цен от мировых - это общая характерная черта развивающихся стран, имеющих ВВП на душу населения от 4 тыс. до 20 тыс. долларов. Если в развитых странах, где ВВП на душу населения 30 тыс. долларов и выше отношение внутренних цен к их мировому уровню составляет 100%, то в бедных - не более 60%.

Именно по этой причине такие страны, как Казахстан, как правило, обременены внешней задолженностью, которую надо обслуживать, страдают от утечки капиталов, которую также надо финансировать. Для обеспечения такого финансирования экспорт товаров и услуг должен превышать импорт, что, в свою очередь, требует заниженного валютного курса по сравнению с паритетом покупательской способности.

"Другими словами, возможно, укрепление тенге чревато снижением общенациональной конкурентоспособности страны, чего и боится Нацбанк", - считает Каирбек Арыстанбеков.

Кроме того, по его мнению, в условиях повышения цен на нефть Казахстан вновь может почувствовать эффект "голландской болезни". Это означает слишком высокий курс валюты, подрывающий все виды экспорта, за исключением экспорта ресурсов, который дает прибыль даже при завышенном курсе валюты за счет ренты, образующейся в сырьевых отраслях экономики. "Поэтому принципиально важно не допустить укрепление тенге при низких ценах на нефть. Между тем, за годы независимости правительством совместно с Нацбанком все еще не разработан и не реализован совместный План по определению эффективной политики валютного курса в интересах ГПИИР и индустриализации в целом. Другими словами, в период занижения валютного курса государство должно поощрять закуп импортных технологий и оборудования для отечественных производителей, а в период повышения валютного курса - стимулировать продукцию обрабатывающей промышленности в рамках второй и третьей стадии индустриализации в стране", - сказал он.

Член правления Halyk Finance Мурат Темирханов заметил, что, хотя курс тенге сильно зависит от цены на нефть, но между ними нет прямой зависимости, так как на него влияет достаточно много других факторов, которые воздействуют на спрос и предложение валюты на рынке. Он   подчеркнул, что, судя по объяснениям представителей Нацбанка, его большое участие на валютном рынке - 30% от всего объема торгов в апреле и 40% в марте 2016 года является переходным периодом и будет постепенно сокращаться.

По расчетам АО Halyk Finance, текущий курс более или менее отвечает фундаментальным факторам и в последнее время изменения курса тенге достаточно хорошо отражают изменения цены на нефть и курс рубля.  "То есть, если Нацбанк будет делать то, что обещает делать, то текущие действия регулятора можно назвать адекватной денежно-кредитной политикой" -, отметил Мурат Темирханов.

Что касается усиления тенге при повышении цен на нефть, то, по мнению      г-на Темирханова, здесь важна не только монетарная политика Нацбанка, а также фискальная политика правительства. При повышении цен на нефть у правительства может появиться избыточный оптимизм, и оно может отойти от адекватного контроля над госрасходами, в результате чего  резко усилится давление на инфляцию и курс тенге. "То, что нам не хватает сейчас  - это ясности по совместной экономической политике Нацбанка и правительства, в случае различных сценариев цены на нефть. По поводу оздоровления экономики можно сказать, что она сейчас зависит лишь от одного фактора  - опять же цены на нефть. О реальном оздоровлении можно будет говорить только когда будут проведены структурные реформы, и экономика достигнет необходимого уровня диверсификации", - заключил Мурат Темирханов.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться