Зачем проводить общественные слушания при пустом зале?

1246

В Кызылорде многоэтажные дома предлагают перевести на мини-котельные, чтобы КТЭЦ вырабатывала только электроэнергию.

Зачем проводить общественные слушания при пустом зале?

В ГКП "Кызылордатеплоэлектроцентраль" провели общественные слушания, где непонятно перед кем отчитались об исполнении утвержденных тарифной сметы и инвестиционной программы, о соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижении показателей качества, сообщает inbusiness.kz.

На слушаниях, кроме коллектива предприятия, были руководитель департамента по защите прав потребителей Кызылординской области Еркасым Сулейменов и руководитель Кызылординского областного общества по защите прав потребителей Серик Тенизбаев.

Задолжали: кто кому и сколько

Отчитываясь перед наполовину пустым залом, главный инженер КТЭЦ Бахитжан Молдиманов сообщил, что за услуги теплоэнергии в период с 1 января по 31 декабря 2021 года от населения поступило 1,9 млрд тенге, или 104,7%.

Львиная доля – платежи частного сектора – 122,3%, населения – 109,5%, организаций, финансируемых из республиканского бюджета, – 105,7%.

На 1 января 2022 года задолженность потребителей перед КТЭЦ составила 588 млн тенге. Основные должники: население – 513 млн тенге, субъекты  МСБ 29,7 млн тенге и хозяйствующие субъекты – 19,4 млн тенге. За тот же период дебиторская задолженность потребителей перед КТЭЦ за электроэнергию составляет 674,7 млн тенге.

Любопытный момент: ради галочки формальность?

После того как Бахитжан Молдиманов закончил отчет, Тенизбаев предложил отменить слушания, поскольку в зале не было ни потребителей, ни представителей госорганов. Только коллектив и они.

"Такой отчет, как сейчас,  это формальность. Нужно провести слушания в городе. Мы готовы помочь найти помещение. Сейчас нет запретов на собрания. В Кызылорде мало предприятий-монополистов – одной руки хватит, чтобы пересчитать", – сказал общественник.

На что представитель КТЭЦ заявил, что отменять слушания не будут. Если возникнут вопросы, то он готов договориться с ДРЕМ о новых слушаниях. Так что отчет продолжился.

Итак, выступая перед почти пустым залом, Серик Тенизбаев рассказал, что в этом году, несмотря на теплую зиму, было очень много жалоб.

"В домах не было тепла. Нам звонили очень много людей, и мы не знали, чем им помочь. Как потребитель, скажу, что три года назад я отказался от централизованного отопления. Живу в многоэтажном доме. Поставил себе в квартире котел. Если раньше платил 47 тыс. тенге за отопительный сезон, то сейчас плачу 12 тыс. тенге за год. Это отопление, горячее водоснабжение, еще готовлю еду. Это говорит о том, что тарифы по квадратным метрам завышены в три раза. Когда платят по квадратам и по счетчику – разница в два раза", –отметил он.

Многоэтажный вопрос

По словам общественника, за последние 5 лет в Кызылорде выросло число многоэтажек с 600 до более 820. В новых домах были установлены изначально тепловые счетчики. Но они не работают.

В 2019 году был проведен тендер по цифровизации сферы ЖКХ, в 167 домах были установлены 181 прибор учета. Но, по словам Серика Тенизбаева, они тоже не работают. Получается, что в никуда ушли 86,6 млн тенге.

Также общественник подверг сомнению цифры КТЭЦ о том, что в 207 домах установили приборы учета, заявив, что он готов проверить каждый дом.

"Цифровизация должна работать. Надо ее делать", – отметил Тенизбаев.

Затем он призвал коммунальщиков организовать систему по приему заявлений от граждан.

"Чтобы доказать, что у тебя дома нет тепла, надо бросать все дела и ехать сюда, в КТЭЦ, отстоять в очереди. Нужно быть ближе к народу. Кто платит деньги, тот и заказывает. У вас основной потребитель – многоэтажные жилые дома. За каждым домом как минимум тысяча человек. Таких домов 758. Надо решать этот вопрос", – сказал Серик Тенизбаев.

Главный инженер КТЭЦ признал, что в сфере теплоснабжения много проблем, но при этом отметил, мол, в них ответственны сами потребители.

"В отопительный сезон за готовность объектов отвечают не только КТЭЦ, но и потребители", – заметил Бахитжан Молдиманов.

Потребитель платит, а деньги утекают рекой

После слушаний Серик Тенизбаев рассказал, что не всегда проблемы с теплом связаны с КТЭЦ, виноваты и управляющие органы.

"Как они сказали, потребители сами виноваты, мол, тепло до домов доводим. На самом деле температурный режим не соблюдается. Подвалы топятся горячей водой. Расточительство. Чтобы нагреть одну тонну воды, затрачиваются гигакалории, газ, людской труд. И все это просто сливается в подвалы", – говорит он.

Кроме того, по его словам, нет взаимодействия госорганов, должным образом не работает и квазигосударственная КТЭЦ.

"Идет перекладывание проблем друг на друга, а в итоге виноваты всегда потребители. Притом что 1,9 млрд тенге в этом году люди заплатили за тепловую энергию. Притом что тепловая энергия, грубо говоря, отходы производства электроэнергии. При этом очень высокие тарифы. Еще у нас не пользуются теплосчетчиками. Мы живем в XXI веке, и всего в 207 домах из 758 снимают показания теплосчетчиков", – сетует общественник.

Об отношении к потребителям было видно на слушаниях. Не было представителей антимонопольного департамента, областного управления ЖКХ, городского отдела ЖКХ, курирующих замакимов города и области.

"Им просто не интересно. Люди ругаются, плачут, но при всем этом их через суды заставляют платить за услуги. Людям некуда деваться. Бороться с государством очень тяжело", – заметил общественник.

Спикер отметил, что от КТЭЦ люди хотят только одного  чтобы предприятие давало нормальную теплоэнергию.

"Потребитель сидит дома, вовремя платит за эту энергию. Казалось бы, простые отношения, но при всем этом в течение 30 лет нажили только одну большую проблему. Например, кому нужно горячее водоснабжение, которое есть только в отопительный сезон? Поэтому люди привыкли к тому, что спасение утопающих – дело самих утопающих. Они ставят водонагреватели, насосы и т. д. В Кызылорде качество жизни на очень плохом уровне", – резюмировал Серик Тенизбаев.

Махмуд Байходжаев