Баннер втб
RU KZ
Зачем Шымкенту позавчерашний китайский продукт?

Зачем Шымкенту позавчерашний китайский продукт?

17:32 08 Октябрь 2019 11380

Зачем Шымкенту позавчерашний китайский продукт?

Автор:

Мира Бахытова

Фото: Мира Бахытова

В городе не утихает противостояние между частными автобусниками и акиматом.

В НПП «Атамекен» Шымкента прошло очередное заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. Проблема, набившая оскомину, поднимается на совете уже около десятка раз – это пассажирские перевозки в третьем мегаполисе страны, причем претензии одни и те же. Автобусники вновь требуют призвать к ответу Управление пассажирского транспорта и убрать административные барьеры, препятствующие бизнесу, в первую очередь наложение маршрутов с муниципальным парком. А чиновники обвиняют частников в нарушении правил и норм перевозок. Страдают при этом от некачественного сервиса, конечно, пассажиры.

Чтобы нагляднее продемонстрировать борьбу за пассажиров на маршрутах, некоторые из которых стали дублироваться, автобусники показывают членам совета видеоролик. На видео автобусы номер 10 и 110 устраивают гонки с пассажирами в салоне. Зачастую, признаются перевозчики, такие соревнования заканчиваются взаимными оскорблениями и даже дракой. Предприниматели уверяют: они терпят убытки, и если вчера им просто было сложно обновлять автопарк, сегодня с появлением так называемого муниципального автопарка под вопросом выживание компаний.

«В 2018 году аким города сказал, что в 2019-м в город поступит 1000 новых машин. Сейчас поступило 300 машин, это не 30. Как внедрить их в течение полугода?! Их пустили в июле. Неужели нельзя было организовать работу, куда ввезти 300 автобусов. Нет, нашли хороший выход – семь маршрутов накладываются друг на друга. Как будто враги. Это крик души. Как так можно?! Организации работы пассажирского транспорта Шымкента нет, хаос! Сколько раз мы говорили. Бесполезно. Три года назад областное управление выделило около 40 миллионов тенге, чтобы изучить пассажиропоток. И это осталось под сукном, никто не пользуется. Пассажиропоток почти не изменился за эти годы. Где-то 600-650 тысяч пассажиров в день перевозим мы. Есть расчет и по маршрутам. Я прошу сегодня совет принять рекомендацию провести анализ работы пассажирского транспорта города Шымкента. Я эмоционален, потому что болею за этот участок работы», – возмущается руководитель ассоциации пассажироперевозчиков «Южавтотранс» Дархан Каюпов. (В Шымкенте существует две ассоциации, «Кулагер» объединяет 14 компаний, «Южавтотранс» 24.)

Inbusiness.kz писал, что в июле в Шымкенте с помпой открыли первый автопарк, Shymkent Bus, при поддержке СПК «Шымкент», власти позиционировали его как муниципальный, обещали к концу года привезти 1000 новых автобусов производства «Сарыарка-автопром», вытеснить с рынка недобросовестных частных перевозчиков и наладить качественный сервис за счет стабильной хорошей зарплаты водителям и кондукторам. На поверку сотрудники автопарка уже обращались к СМИ за помощью из-за задержки зарплаты. Да и порядка на маршрутах также не прибавилось. На сегодня СПК приобретено 300 единиц техники.

Что дублируют

«К примеру, маршруты № 145, 82, обслуживаемые ТОО «Ордабасы», дублируются новыми маршрутами № 45, 182 ТОО «УК Shymkent Bus», маршрут № 71 ТОО «АвтоИмпульс» дублируется новым маршрутом № 171 «УК Shymkent Bus», маршрут № 58 ТОО «Экспресс» дублируется новым маршрутом № 158 ТОО «УК Shymkent Bus», маршрут № 110 ТОО «Береке КиТ» дублируется новым маршрутом № 10 ТОО «УК Shymkent Bus», и ряд других аналогичных наложений. В результате этого трудности испытывают не только субъекты предпринимательства, заключившие ранее с Управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог договоры (сроками от трех до пяти лет), но и ТОО «УК Shymkent Bus», ведь в городе Шымкенте имеются и другие, не охваченные маршрутами жилые массивы», – озвучил результаты проверки юрист НПП «Атамекен» Шымкента Азилхан Жаримбетов.

ТОО «Управляющая компания Shymkent Bus» зарегистрировано 14 мая 2019 года. Учредителями товарищества являются АО «СПК Shymkent», Тоғысбаев Азамат Нұрланұлы и Тажибеков Бауыржан Пернебекович. В настоящее время директором товарищества назначен Токбергенов Еликбай Адилович.

Директор  ТОО «УК Shymkent Bus» Еликбай Токбергенов признался, что тоже недоволен распределением маршрутов, к тому же оказалось, что в гаражах автопарка так и стоят 140 новых машин, им просто негде работать.

«160 курсируют, 140 стоят в гаражах, потому что мы ждем, пока нам дадут маршруты. Мы уже 20-30 писем писали. С уходом руководства Управления транспорта мы снова написали письмо, просим пересмотреть схемы убыточные. Мы с самого начала просили маршруты тех компаний, у которых ни базы, ничего своего нет, с ними нам легче. Если на них поставим автобусы, все привлеченные сами уйдут. Сейчас мы ставим на те маршруты, у которых свои автобусы, свои базы, и с ними тяжелее. У них контракты», – отмечает директор  ТОО «УК Shymkent Bus» Еликбай Токбергенов.

Кому отвечать

Стоит отметить, что ко времени очередного заседания в транспортном хозяйстве Шымкента произошли существенные перемены. Так, замакима, который курировал эту сферу и ранее не реагировал на приглашения в НПП, теперь уже не отвечает за нее. А начальник Управления пассажирского транспорта и автодорог Шымкента Куатжан Жуматаев и вовсе уволился, он, к слову, также ни разу не почтил вниманием совещания в Палате предпринимателей. На этот раз за всех отдувался заместитель руководителя Управления пассажирского транспорта и автодорог Абай Турханов. Он попытался слегка погасить пыл возмущения частных перевозчиков, отметив, что часть  компаний не имеют ни базы, ни даже своих автобусов.

«Что касается маршрутов, которые мы передали Shymkent Bus, да, до проведения конкурса мы их передали, чтобы обслуживать пассажиров. Многие перевозчики их даже не обслуживают. Если по графику было предусмотрено 10 машин, по факту ездили три-четыре машины. И то они ездили только в часы пик, в дневное время и после восьми-девяти часов их не найти. В первую очередь мы, как госслужащие, защищаем интересы жителей. Огромное количество жалоб к нам приходит на состояние этих автобусов. Можем как-то даже комиссионно выйти посмотреть, сколько там переоборудований, какая антисанитария. Мы не говорим о новых машинах. Но элементарное санитарное состояние, переоборудование небезопасное. Более 70% –  «перевозчики с портфелями». Утром выходят чисто медик, механик – ставят штампы и уезжают, контроля нет. По две-три тысячи тенге «на, выезжай», и все. Вот его бизнес. Он не может свои расходы поэтому на субсидирование показать», – утверждает Абай Турханов.

Забавно, что рьяно защищаемая властями Shymkent Bus, оказалось, с июня до августа вообще работала незаконно, без приказа и свидетельства. Да и большинство нарушений, зарегистрированных транспортной инспекцией, тоже касаются автобусов именно этой компании, которую уже штрафовали.

«За три месяца выявлено 165 нарушений. Из них один вид – отсутствие свидетельства на право обслуживания маршрутов, оно выдается на конкурсной основе на три года или на пять лет. Из 165 нарушений 50 из них – Shymkent Bus. Мы наложили штрафы на Shymkent Bus – 650 тысяч тенге. Общая сумма штрафов – 2,471 млн. Кроме того,  отсутствие свидетельства выявлено у Greenbus, ТОО «АвтоИмпульс», «Онтустик Тулпар», ТОО «Асыл», «К-2 ЛТД», «Асыл-транс», «Экспресс», «Дос и К», «Орда», «Меркурий», почти все городские маршруты, были свидетельства. Самый частый из них нарушитель – Shymkent Bus», – подчеркивает начальник транспортной инспекции Ержан Жолдасов.

Основанием для запуска автобусов ТОО «УК Shymkent Bus» на линии маршрутов послужил приказ руководителя Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента Жуматаева К. за № 89 от 27.08.2019 г. «Об утверждении автобусных маршрутов до проведения открытого конкурса». Согласно данному приказу, ТОО «УК Shymkent Bus» дается право обслуживать маршруты: № 113, 10, 182, 171, 171а, 96, 45, 133, 180, 16, 23, 138, 158, 21, 139, 191, 108, 153, 152. Но обслуживание указанных маршрутов ТОО «УК Shymkent Bus» начало еще в июле текущего года, то есть до принятия приказа управления.

Казахстанский автопром «втюхал» китайский продукт?

Подливает масла в огонь еще один представитель частных пассажироперевозчиков – Полат Бейсебеков. Он утверждает, частникам предлагали взять привезенные СПК новые автобусы на невыгодных для них условиях. Мало того, масса претензий и к цене и качеству машин. Напомним, что, по информации акимата, стоимость нового автобуса производства завода «Сарыарка-автопром» около 30 млн тенге, машины взяты в кредит через «БРК-Лизинг». При этом был внесен первоначальный взнос 20%, поэтому от БРК получены кредитные каникулы сроком на девять месяцев.

В то же время на официальном сайте СПК «Шымкент» указаны совершенно другие цифры. На странице «Обновление автобусного парка города Шымкента» указано, что цель проекта – приобретение 300 единиц автобусов для предоставления услуг по пассажирским перевозкам на территории города Шымкента, а стоимость проекта – 12 315 064 272 тенге. Выходит, что цена одного автобуса на дизельном двигателе более 40 миллионов тенге!

«Новые автобусы преподносятся как какое-то благо для перевозчика, но это не так, программа помощи перевозчику – это программа помощи автопрому! Так же? Наш казахстанский автопром «втюхал» нам позавчерашний китайский продукт. И мы говорим, что столько-то денег. Притом не в Шымкенте, а где-то там бюджет распиливают, что ли!? Вот говорят, почему перевозчики не захотели брать автобусы, но были же перевозчики, которые точно такие же китайские автобусы покупали за свой счет, и я покупал без СПК, и без 15%, и за те же примерно цены. Но перевозчиков же отпугнули, им сказали: берешь автобус – ставь в залог свое имущество, хорошо хоть не тещу, не маму, не папу. И тогда, говорят, мы тебя включим в эту программу. Но Shymkent Bus дают на совершенно других условиях. Я обратился в БРК, и они говорят, что ничего, кроме самих автобусов, в залоге быть не должно. Но где они поломали эту схему?!» – вопрошает Полат Бейсебеков.

Кроме того, в палату поступило обращение от ТОО «Нур Куаныш», с предприятием расторгли контракт на обслуживание 23 маршрутов, которые передали также компании ТОО «УК Shymkent Bus». Заместитель прокурора Шымкента Бахтияр Мухамеджан предложил провести комплексную проверку деятельности автопарка и в целом работы сферы пассажирского транспорта.

«ТОО «Нур-Куаныш» отказали, за то что оно пропустило сроки. Необоснованно отказали, сроки подходят. Но никто не отказал ему, потому что у него автобусы плохие или что-то такое. Я  предлагаю совместно со СМИ, профсоюзом и транспортным контролем с управлением провести проверку. И в СПК посмотреть, что происходит, это же их автобусы. По наложению у нас было обращение, что по одному маршруту ездят несколько перевозчиков. Предлагаю на базе нашего совета сконцентрировать все вопросы, и мы включим в план проверку, как настроена работа», – сказал заместитель прокурора Шымкента Бахтияр Мухамеджан.

По итогам заседания совет решил, что Палата предпринимателей направит обращение в прокуратуру города о проверке законности озвученного на совете приказа руководителя Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента, а также обращение в акимат города об оптимизации маршрутов, принятии мер по переходу на электронное билетирование и по субсидированию убытков перевозчиков. В случае непринятия мер по возобновлению договоров с перевозчиками, которые были расторгнуты в одностороннем порядке, Палата предпринимателей готова оказать  правовую помощь по предъявлению иска в суд к Управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

По городу Шымкенту задействовано всего 10 социально значимых маршрутов (№ 55, 149 обслуживаются ТОО «Ман Онтустик», № 141, 142, 143, 144, 146, 147, 148, 150 обслуживаются ТОО «Т-Бус»), на 2019 год запланировано субсидирование данных маршрутов на сумму 2 млрд тенге.

Мира Бахытова, Шымкент