Заемщики СПК "Ертiс" просят власти взять долги на себя

9456

В ВКО добросовестные участники кредитных товариществ, профинансированных СПК "Ертiс", после постановления Верховного суда РК заявили о своей готовности к санкционированному митингу.

Заемщики СПК "Ертiс" просят власти взять долги на себя

В Восточном Казахстане больше 30 участников кредитных товариществ "Бирлик-Зырян" из Зыряновского района, "Актас несие" Глубоковского района на собрании в Усть-Каменогорске заявили о своей готовности добиваться разрешения на санкционированные митинги или даже объявить голодовку. По словам участников КТ "Бирлик-Зырян", 30 мая постановлением Верховного суда РК оставлено без изменения решение суда от 19 апреля 2017 года, по которому с двадцати участников КТ, бравших заем в СПК "Ертiс" в 2014 году по программе "Развитие моногородов 2012-2020", взыскано свыше 55 млн тенге. Но дело в том, что добросовестными плательщиками являются всего пять человек, официально работают двое. О пятнадцати недобросовестных участниках не известно ничего, зато у тех, кто уже выплатил сумму кредита, арестовано все имущество.

Всего же КТ "Бирлик-Зырян" взяло пять траншей на общую сумму 222 млн тенге.

Каждый отвечает за всех

"В силу гарантий от 10 августа 2014 года ответчики, являясь учредителями кредитного товарищества, взяли на себя обязательства о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора о предоставлении кредита они несут солидарную ответственность по обязательствам перед СПК "Ертiс", при этом обязуются отвечать перед кредиторами всем своим имуществом, принадлежащим им на праве собственности", – сказано в постановлении ВС от 30 мая 2018 года.

"Мы полтора года шли к этому суду, надеялись, что с добросовестных плательщиков снимут обязательства платить за всех, теперь надежды нет", – говорят участники КТ "Бирлик-Зырян".

Они провели собрание только спустя три недели после постановления ВС, по их словам, из-за эмоционального шока и других сложностей: выяснилось, участников КТ нелегко было организовать, собрать вместе.

Добросовестные заемщики утверждают: им ничего не объяснили о последствиях солидарной ответственности и вообще вовлекли в грандиозную аферу. По их словам, они не только не подняли и не развили свой бизнес по программам "Дорожная карта занятости – 2020", "Развитие моногородов 2012-2020", но и понесли колоссальные материальные и моральные убытки.

"Неплательщики (недобросовестные заемщики. – Прим. авт.) как были самозанятыми и безработными, когда брали кредит, так и остались ими. У них сейчас ничего нет: ни имущества, ни официальных трудовых договоров. И даже арест наложить не на что. А что они невыездные, им какая разница, – говорят добросовестные заемщики "Бирлик-Зырян". – Есть транш КТ "Бирлик-Зырян" от 2014 года, где должны свыше 55 млн тенге, есть транш 2013 года, где задолженность составляет 27 млн тенге.

Неплательщики потерялись

"В отношении меня и моей коллеги Алены Кравченко суд прошел раньше, потому что мы относимся к траншу по программе "Развитие моногородов 2012-2020" от 2013 года, – рассказала участница КТ "Бирлик-Зырян" Екатерина Тулевканова. – Трое полностью погасили займы, остальные потерялись на просторах Казахстана. Кто-то немного заплатил, кто-то вообще не платит. На сегодня у нас арестовано имущество, мы не можем выехать из Казахстана. Мы понимаем, что сейчас у нас наложат арест вообще на все имущество, у нас отберут все. Никто не высчитывает никаких долей. Если имущество нажито в совместном браке, например дом, то накладывают арест на весь дом. И если мы хотим, чтобы у нас не отобрали весь дом, нам надо обращаться в суд, отсуживать свою долю. Подать в суд, заплатить деньги, выделить долю, и эту долю отдать государству".

"Муж уехал за границу, оттуда высылает деньги. Мы закрыли кредит, – говорит предпринимательница из "Бирлик-Зырян" Алена Кравченко. – За нашим КТ по траншу "висит" 27 миллионов тенге. У нас разрушилась семья: супруг не может сюда приехать, я не могу к нему выехать. Мы остались без квартиры, без бизнеса, с разрушенной семьей. Мой заработок на сегодня 70 тысяч тенге, пока я все заплачу, у меня 12 тысяч тенге остается. Они с чего будут с меня 27 миллионов тенге брать?"

Мать троих детей Асия Ахметова, которая брала кредит на открытие досугового центра с кинотеатром в моногороде Серебрянске, тоже пострадала не меньше: бизнес пришлось забросить, центр сдать в аренду, а самой устроиться на работу на одно из крупных металлургических предприятий Усть-Каменогорска. Но особенно, по словам добросовестных участников КТ, "попали" оралманы: подписывая договоры-гарантии о солидарной ответственности, они не владели ни русским языком, ни кириллицей. По их словам, о последствиях солидарной ответственности им никто не рассказал.

Участница КТ "Бирлик-Зырян" Нургиза Усенова пояснила, что в их товариществе из транша 2013 года шесть оралманов, а в транше 2014 года уже половина заемщиков являются репатриантами.

"Собрания в акимате Зыряновского района нужно было вести на двух языках, этого не было. Акимату лишь бы раздать деньги и начать производство! – говорит Нургиза Усенова. – Всех заставляли подписать гарантии солидарной ответственности. Да, закон предусматривает такую гарантию, но в ней должны были указываться номер договора, дата его подписания, сумма, которую они подписываются гарантировать. Если бы все это было указано, если бы люди видели эти суммы, они бы не подписали. Ведь посмотрите: в гарантии нет ни слова, что, согласно солидарной ответственности, мы отвечаем за всю сумму. Мы думали, что каждый вместе с КТ отвечает только за свой кредит в три миллиона тенге перед СПК!".

По мнению заемщиков, сама конструкция солидарной ответственности выглядит весьма странно: в целом КТ "Бирлик-Зырян" взяло пять траншей на общую сумму 222 млн тенге. В КТ состоят 88 человек.

"Если на то пошло, значит, эти 88 человек должны отвечать на 222 миллиона тенге. Но в суде почему-то разбили ответственность по траншам! – недоумевает Нургиза Усенова. – Нужно было в гарантии указать номер договора, сумму договора. А у нас сделали наоборот: сначала дали подписать гарантию, а потом составили договор. Смысл в том, что мы не знали, что подписывали. Нас ввели в заблуждение. Но, если государство нас заведомо ввело в заблуждение, что с нас можно спрашивать?"

Сергей Шейкин рассказал, что с 2004 года работает в крестьянском хозяйстве. Работа тяжелая, постоянно не хватает техники. Когда предложили кредит в 2014 году, он, по словам заемщика, показался выгодным: маленький процент, отсрочка на полтора года.

"Когда мы его брали, нам сказали, что кредит беззалоговый. Мы купили технику. В январе 2018 года все погасил. Но, когда начались суды, я прекратил работу. Потому что имущество арестовано. В прошлом году я думал, что у меня все заберут. Не стал сеять. Время идет. Все-таки в прошлом году взял в долг семена, посеял, но время упустил, и у меня почти не взошло, я понес большие убытки. И получилось, что я за кредит рассчитался и все могу потерять. Какой смысл пахать, сеять, собирать?" – говорит Сергей Шейкин.

Наталья Небесная из КТ "Актас несие" Глубоковского района объяснила, что при выдаче кредита 2012 года предпринимателей вообще не собирали, ничего не объясняли.

"Нас просто загнали к нотариусу уже вечером. Мы даже не видели, какие бумаги подписывали. Через год я погасила кредит и четыре года вообще ни о чем не подозревала. Я даже свою долю в этом КТ продала другому человеку. И думала, что я вообще там уже не числюсь, что не имею к этому КТ никакого отношения. В конце 2017 года приходит судебный исполнитель, приносит мне повестку, что вызывает к себе. Я приезжаю, мне говорят: "У вас задолженность в 10 миллионов тенге. У вас в КТ 23 человека, трое не рассчитались, в том числе один умер. И эти 10 миллионов тенге они теперь вешают на остальных членов КТ. Судебные исполнители не разговаривают с нами как с людьми, они на нас гавкают. Я попробовала объяснить, что я не должник, а мне в ответ: "Ты что пришла, слезы льешь? Раз кредит брала, значит, отвечай". Мы тоже столько судов прошли. В областном суде нам даже представитель облпрокуратуры сказал, что эти гарантии недействительны: нет подписи, числа, суммы. С нами должны были заключить договор, что у нас действительно гарантия перед СПК".

По словам Натальи Небесной, они подали документы в органы юстиции на изменение состава КТ, но им отказывают из-за долгов других участников.

"Сейчас кто работает, тот увольняется. У кого еще осталось хоть какое-то имущество, они готовы повеситься. Все, кто вначале работал, кто занимался бизнесом, все бросили работу. Зачем им работать, когда с них будут взыскивать? В Зыряновске двух-трехкомнатные квартиры стоят 1,8 миллиона тенге! Нам не хватит, чтобы погасить долги за кого-то, – говорит Алена Кравченко. – Мы требуем отменить гарантию. У нас некоторые люди не погашают кредит именно из-за этой гарантии, может, они бы и погасили свой кредит, но не хотят. Отмените эту гарантию, пусть каждый за себя отвечает!".

"Тогда пусть акиматы, правительство берут на себя долги неплательщиков, а к тем, кто добросовестно рассчитался, пусть снимут все вопросы. Пусть акимат разбирается с теми, кому они раздали!" – требуют добросовестные заемщики.

Участник КТ "Бирлик-Зырян" Азат Тулевканов предлагает государству взять долги недобросовестных заемщиков на себя.

"Есть ситуации, когда банки банкротят. Государство, чтобы не обанкротить банки, компенсирует, дает деньги именно для того, чтобы банки не разорились. У нас сейчас такая ситуация, что мы за все КТ отвечаем, и если у нас на всю эту сумму отберут имущество, то мы должны будем отдать все и еще останемся должны. Это разорение многих предприятий, многих людей.

Предприятия, которые работают, сейчас разорятся, закроются. Ради чего тогда люди брали кредит?" – говорит он.

По словам заемщиков, они не видят другого выхода, кроме санкционированного митинга, чтобы во всеуслышание напомнить о своей проблеме. Ведь, по их словам, сейчас даже не удается привлечь к уголовной ответственности недобросовестных заемщиков, потому что в их действиях нет состава преступления.

В свою очередь представители СПК "Ертiс" не раз публично заявляли: не может и быть вопросов о прощении долгов заемщикам – участникам КТ, и долги будет необходимо вернуть.

Ольга Ушакова, Усть-Каменогорск

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться