Если за четыре месяца 2017 года в Казахстане было зафиксировано 64 случая суицида, то за аналогичный период текущего года – 49. Такими данными в ходе конференции "Правосудие для детей: результат, инновации и дальнейшее развитие" поделилась уполномоченный по правам ребенка Загипа Балиева.
"По попыткам – если за четыре месяца 2017 года было совершено 158 попыток суицида, то за четыре месяца 2018 года – 107 попыток, то есть идет снижение на 32%. Это говорит о том, что у нас с вами продуктивная слаженная работа. Но успокаиваться еще рано. Нам нужно сделать так, чтобы наши дети никогда не приходили к такому понятию, как суицид", – отметила она.
По ее словам, в Казахстане наблюдается также снижение числа преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Если в 2014 году было зарегистрировано 4,2 тысячи преступлений, в 2017-м эта цифра снизилась до 3,1 тысячи. Тогда как количество детской преступности за аналогичный период снизилось с 7,8 тысячи до двух тысяч. При этом количество несовершеннолетних в СИЗО за три года увеличилось на 10 человек, со 156 в 2014 году до 166 в 2017 году. Тогда как количество несовершеннолетних в местах лишения свободы по решению суда значительно снизилось – с 95 в 2014 году до 49 в 2017 году.
Только в Астане количество уголовных правонарушений, совершенных детьми, снизилось за год на 25%. Так, если за четыре месяца 2017 года было зарегистрировано 47, за четыре месяца 2018 года – 35. Меж тем детская преступность выросла на 45%. Если за четыре месяца 2017 года несовершеннолетними было совершено 64 уголовных правонарушения, то за четыре месяца 2018 года – 93.
"Это должно нас настораживать. Мы должны детям в уголовном судопроизводстве создать такие условия, чтобы ребенок понял, что он совершил правонарушение и ему нужно исправляться, но чтобы он при этом не ужесточился и не стал более заядлым преступником. Это наша общая задача. Нам нужно снижать детскую преступность", – заявила детский омбудсмен.
Судья Верховного суда Зауре Кейкибасова в свою очередь заметила, что система правосудия для детей в Казахстане значительно улучшилась. На 65%, по ее словам, снизилось число детей, содержащихся под стражей, и на 66% произошло сокращение количества осужденных детей по решению суда.
Значительно сократились, по данным судьи, случаи применения в отношении несовершеннолетних меры пресечения в виде ареста и увеличились случаи применения такой меры, как передача подростка под присмотр родителей либо опекунов. Суды чаще стали применять в отношении несовершеннолетних альтернативные виды наказания, не связанные с лишением свободы, а также стали применять положения закона, позволяющие прекращать уголовные дела в случае совершения малозначительных правонарушений. Чаще применяются принудительные меры воспитательного воздействия, несовершеннолетние освобождаются от наказания.
"В 2017 году в отношении более половины несовершеннолетних, а это 447 лиц, дела в отношении которых поступали в суды, уголовное преследование прекращено в связи с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия, за примирением сторон и по другим основаниям. Наказание в виде лишения свободы назначалось только в исключительных случаях, за совершение особо тяжких и тяжких преступлений. Было назначено 30 подросткам наказание в виде лишения свободы за совершение особо тяжких преступлений. В основном это преступления были против жизни и здоровья, против половой неприкосновенности малолетних. В 82 процентах случаев в 2017 году и 85 процентах в текущем году суды назначали наказания, не связанные с лишением свободы", – констатировала судья.
По словам Загипы Балиевой, работа по защите прав детей и несовершеннолетних совместно с гражданским обществом и Детским фондом ЮНИСЕФ будет продолжена. К слову, институт уполномоченного по правам ребенка не намерен останавливаться на трех законопроектах, разработанных ранее, и намерен в ближайшее время начать работу над концепцией Детского кодекса.
"Нам нужен кодифицированный закон, где каждый, кто работает с детьми, и сам ребенок могут найти все о своих правах и обязанностях. Нам предстоит большая работа, практически с нуля", – отметила "официальный защитник детей".
Она уверила: в концепции Детского кодекса будут учтены наилучшие мировые практики и положительный зарубежный опыт в системе правосудия.
Алина Альбекова