"Законодателями" цен на дизтопливо в Казахстане были и остаются российские НПЗ

7361

Рыночные законы диктуют свои правила игры на внутреннем рынке ГСМ, и лишь введение биржевой торговли дизтопливом может исправить ситуацию с его дефицитом, заявил вице-министр энергетики РК Асет Магауов, сообщает inbusiness.kz.

"Законодателями" цен на дизтопливо в Казахстане были и остаются российские НПЗ

"Законодателем" цен на дизтопливо в Казахстане были и остаются российские НПЗ

Рыночные законы диктуют свои правила игры на внутреннем рынке ГСМ, и лишь введение биржевой торговли дизтопливом может исправить ситуацию с его дефицитом, заявил вице-министр энергетики РК Асет Магауов, сообщает inbusiness.kz.

Почему?

Ситуацию с резким ростом цен на ГСМ с одновременным дефицитом дизтоплива объяснили во вторник на совместном брифинге представители минэнерго, национальной компании "КазМунайГаз" и ОЮЛ "Казахстанская топливная ассоциация".
Если кратко, то причин несколько, а именно: остановка Павлодарского НХЗ на плановый ремонт, уборочная кампания, нужды железной дороги, а также низкая цена казахстанского топлива по сравнению с рынками соседних стран (разница достигает от 80 до 100 тенге за литр. – Прим. автора), отсюда "серый экспорт", то есть контрабандные "перетоки" нашего топлива через границу. 

Все это вкупе и привело к тому, что купить даже по талонам дизтопливо отечественного производства в такой нефтедобывающей республике, как Казахстан, стало невозможно. 

"Судите сами, когда по нашей территории проезжают большегрузы из Беларуси, то там стоимость дизтоплива по нашим ценам равна 400 тенге, а у нас почти в два раза дешевле", – рассказал вице-министр Асет Магауов. 

Порой водители ближнего зарубежья закупают дизтопливо с лихвой и вывозят почти по тысяче, а то и по две тысячи тонн казахстанского дизтоплива.

Но журналисты не унимались и задались вопросом: "Что делать в таких случаях?"

Российские НПЗ нам помогут 

Вопрос дефицита, возникшего сегодня на внутреннем рынке, по мнению представителя минэнерго, можно будет решить двумя путями. Один из них оперативный: импортировать порядка 100 тысяч тонн дизеля из России в октябре текущего года.

"Мы уже провели переговоры с минэнерго России о поставках 100 тысяч тонн в Казахстан, и их ведомством уже спущены соответствующие поручения российским НПЗ", – сообщил г-н Магауов.

На вопрос журналистов, по какой цене и на каких условиях такая "помощь"  будет осуществляться, казахстанский вице-министр пояснил, что цена на ГСМ у северного соседа формируется на основе мировых цен на нефть. 

Однако, во сколько в итоге обойдется нам российское топливо, пока неизвестно, но однозначно, что оно будет дороже. Насколько дороже – покажут расчеты после завершения всех переговоров. 
Однако известно, что уже сейчас цена в России на дизтопливо в перерасчете на тенге составляет 280 тенге за литр, что заметно выше наших нынешних цен от 40 до 100 тенге за литр. 

Биржевые торги как панацея?

Путь решения проблемы дефицита любого вида топлива в будущем минэнерго видит в активизации биржевой торговли.

"Весной наше ведомство уже начало проводить биржевые торги бензином. В этом месяце провели биржевую торговлю керосином. Как выйдет с ремонта Павлодарский НХЗ, мы планируем уже начать биржевую торговлю дизтопливом, чтобы владельцы не только крупных, но и мелких АЗС имели доступ к ресурсам", – сказал г-н Магауов.

Он также пообещал, что в ближайшее время будет снято такое ограничение, как обязательный закуп 20 тысяч тонн топлива для участиях в биржевых торгах. 

"Мы выступаем за поэтапное снятие таких ограничений. Просто поначалу выставили ограничение в 50 тысяч тонн, чтобы понять количество участников и логистику поставок. Сейчас, когда появилась ясность, мы намерены на одном из ближайших заседаний биржевого комитета поднять вопрос о снятии ограничений в 20 тысяч тонн", – резюмировал г-н Магауов.

Кульпаш Конырова

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться