Законопроект о цифровых активах не преодолел сенат

3412

Поправки, касающиеся майнинга и оборота криптовалют в Казахстане, возвращены в мажилис на доработку.

Законопроект о цифровых активах не преодолел сенат Фото: dollarjacks.com

Документом ранее предполагалось ввести лицензирование цифрового майнинга по двум категориям лицензий. По словам мажилисвумен Екатерины Смышляевой, поправки в конституционные законы решают ряд задач, передает inbusiness.kz.                                    

"Первое. Защита национальной энергосистемы от нерегулируемого майнинга. Для этого: ограничен перечень источников электроэнергии, которая может использоваться майнерами. Это возобновляемая энергия, импорт и использование собственных генераций. Запрещено потребление цифровыми майнерами электроэнергии напрямую из общей энергосистемы. Приобрести электроэнергию из общей энергосистемы майнеры смогут только при наличии профицита и исключительно через биржу КОРЭМ. Для этого объема сняты ценовые ограничения и торги будут проводиться исключительно по рыночным механизмам", – сказала она.

Второе, по словам депутата, вовлечение майнинга и его продукта в экономику Казахстана. Для этого вводится лицензирование цифрового майнинга по двум категориям лицензий. Первая категория – это цифровые майнеры, владеющие соответствующей инфраструктурой – центрами обработки данных. Вторая категория – это цифровые майнеры – владельцы оборудования, арендующие ячейки в центрах обработки данных и не претендующие на энергетическую квоту. Все майнеры должны будут работать через аккредитованные казахстанские майнинг-пулы.

Таким образом, цифровые майнеры, ранее работавшие в облачных сервисах и никак не участвовавшие в экономике Казахстана, становятся резидентами страны и плательщиками налогов.

"Третье. Прозрачные механизмы администрирования следующих налогов: корпоративный подоходный налог цифрового майнера. Рассчитывается с учетом стоимости продукта в момент его получения в качестве вознаграждения. Корпоративный подоходный налог майнинг-пула с полученной комиссии за оказанные услуги. Налог от прироста стоимости для физических лиц при осуществлении операций с криптовалютой. Корпоративный подоходный налог с криптобирж, как субъектов предпринимательской деятельности", – продолжила Смышляева.

Четвертое, по ее словам, регулирование выпуска и оборота обеспеченных цифровых активов. Вводится разрешительный порядок осуществления деятельности по выпуску и обороту обеспеченных активов на специализированных платформах. Предложен порядок их выпуска через оформление специального решения и только с подтверждением наличия обеспечения. Таким образом, устранены пробелы в действующем законодательстве. Определены признаки обеспеченного актива. Благодаря такому регуляторному подходу процедуры токенизации и в целом технология блокчейн могут быть использованы в отраслевых законах и нормативно-правовых актах применительно к отдельным решениям. Например, токенизация и хранение данных или процесс инвестирования.

"Пятое. В части предупреждения рисков негативного воздействия на финансовую систему. С целью сохранения безопасности казахстанской финансовой системы цифровые активы, обеспеченные и необеспеченные, не признаются на территории страны платежным средством, финансовым активом и финансовым инструментом. Обеспеченные не могут быть обеспечены деньгами. На территории Казахстана запрещается деятельность криптобирж, также запрещена реклама криптовалютных операций", – пояснила Смышляева.

Вместе с тем для обеспечения полного жизненного цикла криптовалют от добычи, то есть майнинга, до реализации, операции с ними предусмотрены в отдельной юрисдикции Международного финансового центра "Астана". В совокупности с вводимыми обязательствами майнинговых компаний реализовывать свой продукт на отечественных криптобиржах это позволит говорить о создании и развитии казахстанской киптовалютной экосистемы, считает она.

При этом для защиты наших граждан, вовлеченных в криптовалютные операции, в Конституционный закон о Международном финансовом центре вносятся требования к криптобиржам. 

"Для обеспечения информационной безопасности криптобиржи должны будут обеспечить подключение к казахстанским центрам информационной безопасности, информировать регулятора об инцидентах, разрабатывать и вести собственную политику в области ИБ. Предусмотрены обязательства криптобирж в части информирования граждан о рисках и защите прав потребителей. Согласно проекту закона, лица, работающие с цифровыми активами, являются субъектами финансового мониторинга и к ним предъявляются требования закона по ПДФТ. Конституционным законом также предусмотрено исключение криптобирж из числа участников МФЦА, освобождающихся от уплаты корпоративного подоходного налога. Биржи станут плательщиками КПН", – резюмировала депутат.

Между тем, согласно заключению сената, в ходе обсуждения законопроекта возникла необходимость внесения изменений.

"Они касаются полномочий органов МФЦА; признания и исполнения решений Международного арбитражного центра;  сроков введения в действие отдельных норм Конституционного закона "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан"; некоторых положений, касающихся синхронизации сроков введения в действие с нормами законопроектов в сфере цифровых активов", – говорится в тексте.

В связи с этим сенат вернул в мажилис законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан".

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться