/img/tv1.svg
RU KZ
«Закрытые рынки провоцируют социальный взрыв»

«Закрытые рынки провоцируют социальный взрыв»

Сокращенный график работы торговых центров способствует массовому скоплению покупателей, что повышает риски распространения коронавируса.

10:01 23 Июль 2020 12360

«Закрытые рынки провоцируют социальный взрыв»

Автор:

Динара Куатова

Фото: Серикжан Ковланбаев

Торговый бизнес не видит логики в радикальных мерах по запрету и ограничениям на функционирование объектов розницы в период карантина. Подходы, которых придерживаются санитарные врачи, ведут предпринимателей к убыткам, не имеют эффекта и даже, напротив, повышают риски массового заражения. К примеру, сокращение графика работы рынков способствуют скоплению покупателей в одно время. При этом ритейлеры подчеркивают, что закрытие торговых объектов, которые, к слову, относятся к сфере жизнеобеспечения, может привести к росту цен, а соответственно, и накалить социальную напряженность среди населения. Об этом представители сферы торговли заявили на онлайн-конференции, организованной Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» в среду, 22 июля.

«Крытый незакрытый»

Постановлением главного санитарного врача во время локдауна разрешается деятельность открытых рынков, тогда как в законодательстве нет четкого разграничения понятий «открытых» и «крытых» торговых объектов. Это дает повод для разночтений.

 «У нас классификация немного другая – универсальный и специализированный. Когда главный санитарный врач выносит свои постановления и по регионам, указывается формулировка, что открытые рынки разрешены к функционированию в определенные часы, а крытые – нет. Но многие рынки включают и стационарные здания, и торговые места на открытом воздухе. Возникают вопросы и разногласия – им работать или нет? Или работать только тем, кто на улице? Госорганы такие ответы не дают. Им проще сказать, что рынок закрыт. Диалога не получается», – отметил директор департамента торговли НПП «Атамекен» Асет Айтбаев.

Он напомнил, что в последние годы в стране велась активная работа по модернизации рынков и ликвидации торговых контейнеров, работающих на улице.

«Ликвидированы контейнеры, построены стационарные здания, торговые места переведены в эти здания. Большие инвестиции собственники туда вложили, построились практически все. Теперь им говорят: вы крытые, вы не работаете, то есть логика этой модернизации теряется. Такие разночтения в акиматах чуть ли не в каждом регионе», – недоумевает директор департамента торговли нацпалаты.

В «Атамекене» поясняют, что ряд модернизированных рынков имеют торговые дома и прилегающую территорию с крытыми рядами на улице. Однако местные исполнительные органы относят их к закрытым объектам торговли.

«Сокращенный график – скопление покупателей»

Обновление рынков, по мнению вице-президента Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаевой, повысило их санитарную безопасность. В частности, в торговых объектах обеспечены: несколько входных дверей, воздухопроводы, системы кондиционирования, санитарные зоны.

«Почему министерство фактически не изучает НПА? Они эти СНиПы не смотрят, технические требования. Сегодня от бизнеса требуют, чтобы они были семи пядей во лбу, а сами эти вопросы не изучают. И удивляет ограничение по времени работы торговых рынков, которые находятся в стационарных условиях. Например, ТЦ «Артем». Получается, что весь миллионный город столичный, чтобы получить свежую продукцию, мчится в этот торговый центр. До 12:00 покупатель должен отовариться. Как вы считаете, там нормально организована санитарная безопасность? Нет. Весь город туда идет», – констатирует Жибек Ажибаева.

Обеспокоенность торговых предприятий вызывает и намерение ввести в торговых центрах видеоконтроль за соблюдением санитарных правил, так как это создаст дополнительную нагрузку на предпринимателей, и без этого терпящих убытки.

Ритейлеры не считают торговые рынки объектами повышенной опасности, так как установленные санитарные требования соблюдают. Правильно выстроенное время работы торговых точек разгрузит клиентопоток, полагают они. Риски распространения КВИ также может снизить одностороннее передвижение в их зданиях. В таком режиме торговые центры дадут возможность населению закупиться и сделать запасы впрок.

«Если мы сегодня не дадим населению вовремя отовариться, подготовиться к работе или к жизнедеятельности в осенне-зимний период, будет социальный взрыв. Сейчас, пока мясо дешевое, овощи свежие, надо заготовить и законсервировать. Почему нас сталкивают? Завтра торговля снова будет виновата. Скажут: вот взвинтили мясо до 3200 тенге, овощи. Сегодня томаты до 800 тенге доходят, потому что нам не дают нормально стабильно работать. Соответственно, и оптовики не знают, как себя вести. Здесь вопрос очень серьезный. Есть смысл сегодня разговаривать с местными исполнительными органами», – заявила Жибек Ажибаева.

С началом пандемии и карантинных мер у предпринимателей появилась новая статья расходов по обеспечению санитарной безопасности. Приобретение средств индивидуальной защиты, санитайзеров и дезинфицирующих средств влетает им в копеечку, а поддержки от государства нет, жалуется торговый бизнес.

«Летний товар простаивает»

Предприниматель Светлана Боярская работает в торговом центре «Ауган сити». Объект закрыли, а соответственно, единственный источник дохода потерян.

«Мы подавали заявку на 42 500, но нам, индивидуальным предпринимателям, в выплатах отказали. Но оплачивать налоги нам обязательно придется, товар мы закупили, весенний не успели продать. В мае немножко поторговали, закупили летний товар. Сейчас он снова простаивает. Осенью мы даже не сможем ничего купить», – говорит Светлана Боярская.

Она не понимает, почему уличные рынки, на которых высокий поток покупателей, функционируют, а торговые центры, в которых одну точку в день посещают по 10-20 человек, вынуждены простаивать.

Директор рынка «Арыстан Тиграхауд» Жанар Курабааева также не считает закрытые торговые дома рассадниками инфекции.

«Для нас разработали алгоритмы. Мы их максимально стараемся соблюдать. Главная причина закрытия торговых домов – требование в проветривании помещений. Крытые рынки должны быть проветриваемыми, должны нормально функционировать системы вентиляции и кондиционирования, должны своевременно проводиться сервисные работы по обеззараживанию воздуха, который кондиционируется. В таком случае снижается риск заражений. Но мы можем обеспечить выполнение этих условий», – говорит Жанар Курабааева.

Динара Куатова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Отечественные компании все еще уступают импортерам рынок некоторых социально значимых товаров

13 Октябрь 2020 09:36 1120

Впрочем, рынок рыбы казахстанские компании успешно отвоевывают: уровень самообеспечения вырос за год с 41% до 66%.

За январь-август 2020 года в стране произвели продуктов питания на 1,2 трлн тг – в стоимостном выражении плюс 17,5% в сравнении с прошлым годом. Реальный рост с учетом инфляции составил 3,6%, сообщает портал energyprom.kz.

Более половины производства пришлось на мукомольно-крупяные продукты и крахмалы, молочные продукты, переработанное и консервированное мясо и мясную продукцию.

Для справки: в целом за 2019 год объем производства продуктов питания составил 1,7 трлн тг, увеличившись в реальном выражении на 3%.

В региональном разрезе наибольший объем производства в денежном выражении пришелся на Алматинскую область: 182,4 млрд тг – на 27,5% больше, чем годом ранее. В топ-3 регионов также вошли Алматы (154,9 млрд тг, плюс 10,2%) и Костанайская область (152,9 млрд тг, плюс 23,9%).

МСХ РК ведет мониторинг обеспеченности внутреннего рынка по 29 основным видам продовольственных товаров, сообщает официальный ресурс премьер-министра РК. Из них по 12 товарным позициям внутренний рынок обеспечен на 100% и более, по 11 продтоварам обеспеченность составляет 80% и более, еще по шести продтоварам необходимо реализовать меры по наращиванию производства и насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией: это мясо птицы, колбасные изделия, сыр и творог, яблоки, сахар и рыба.

Министерством подготовлен проект комплексного плана по насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией на 2021-2023 годы. Определен конкретный пул инвестиционных проектов по каждому направлению.

На данный момент за восемь месяцев текущего года в стране в 2,8 раза выросло производство свежей, охлажденной или мороженой рыбы (до 43,9 тыс. тонн), на 22,5% – мяса домашней птицы (до 68,6 тыс. тонн). Выпуск колбас и аналогичных изделий из мяса увеличился на 16,3% (до 38,5 тыс. тонн), сыра и творога – на 9,3% (до 20,9 тыс. тонн).

Производство сахара, напротив, упало сразу в 2,3 раза за год, до 69,3 тыс. тонн, против 161,5 тыс. тонн годом ранее.

По данным комитета по статистике МНЭ РК, по итогам семи месяцев текущего года отечественные компании обеспечили спрос (реализация на внутреннем рынке плюс экспорт) на переработанную и консервированную рыбу, ракообразных и моллюсков на 66%, против 41,2% годом ранее.

Спрос на колбасы и аналогичные изделия из мяса был обеспечен на 62,3% (минус 0,3 п. п. за год), на мясо птицы – на 60,6% (минус 2,2 п. п. за год), на сыр и творог – на 53,8% (минус 2,5 п. п. за год), на сахар – лишь на 16,3%, против 46% годом ранее.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Продажи оптовиков в минусе

13 Октябрь 2020 09:25 1171

Объем торговли сократился на 7,3% в деньгах и сразу на 10% – в реальном выражении.

За январь-август 2020 года объем розничной торговли в стране составил 14,1 трлн тг – на 7,3% меньше, чем годом ранее. В реальном выражении объем торговли упал на 10%, сообщает портал ranking.kz.

В том числе 19,6% продаж, или 2,8 трлн тг, пришлось на продовольственные товары, еще 80,4%, или 11,3 трлн тг, – на непродовольственные товары и товары производственно-технического назначения.

На долю села, по официальным данным, пришлось лишь 3,3%, или 459,3 млрд тг, всего объема от РК, что указывает на серьезную долю «серого» торгового потока в сельской местности.

Две трети всего объема оптовой торговли пришлись на три региона: Алматы (6 трлн тг, минус 12,2% в денежном выражении за год), Нур-Султан (2,1 трлн тг, плюс 7,7%) и Атыраускую область (здесь продажи упали почти на четверть в стоимостном выражении, до 1,4 млрд тг).

В целях насыщения внутреннего рынка качественными товарами и обеспечения благоприятных условий для отечественных товаропроизводителей проводится работа по созданию Национальной товаропроводящей системы, передает официальный ресурс премьер-министра РК. Система выступит якорной инфраструктурой для объединения кластеров, фермеров, закупщиков, транспортников, реализаторов и потребителей. Ядром предлагаемой системы станет единая сеть оптово-распределительных центров трех типов: центров хранения, центров торговли, центров распределения.

Модель Национальной товаропроводящей системы строится на принципах государственно-частного партнерства через частную финансовую инициативу. В рамках создания сети предлагается строительство 24 ОРЦ.

По размерности предприятий основной объем оптовых продаж за январь-август 2020 года приходится на малые предприятия: 11,2 трлн тг – на 10,4% меньше, чем годом ранее. Средние предприятия продали товаров на 2,3 трлн тг – сразу плюс 12,1% за год. Объем продаж крупных предприятий упал на 9,7%, до 543,6 млрд тг.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!