RU KZ
KASE 2 380,91 РТС 1 237,68 Hang Seng 29 060,91 FTSE 100 7 355,31 DOW J 25 924,05 Золото 1 306,00
$ 378.17 € 429.11 ₽ 5.88
Погода:
-7Астана
+4Алматы
KASE 2 380,91 РТС 1 237,68
Hang Seng 29 060,91 FTSE 100 7 355,31
DOW J 25 924,05 Золото 1 306,00
Закуп массажных кресел для госслужащих удивил эксперта

Закуп массажных кресел для госслужащих удивил эксперта

Рахим Ошакбаев рассказал о фактах, ограничивающих конкуренцию при проведении госзакупок.

Закуп массажных кресел для госслужащих удивил эксперта , госзакупки, Мониторинг, Конкуренция, Госслужба, массажные кресла, коррупция

5537 07 Февраль 2019 11:26 Автор: Айгуль Тулекбаева

Ввести систему мониторинга госзакупок предлагает член специальной мониторинговой группы внешнего анализа и оценки реализации антикоррупционной стратегии на 2015-2025 годы, директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.

«Мы предлагаем систему мониторинга закупок. В 2018 году порядка 72% госзакупок, на наш взгляд, были применены с ограничением конкуренции. Есть четыре большие проблемы. Это завышение цены, увеличение суммы заключенных договоров, утяжеление технических спецификаций и приобретение нецелесобразных товаров и услуг. И только около 30% закупок были проведены с надлежащей конкурентной средой», – сказал он на коллегии Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции.

В качестве примера Рахим Ошакбаев назвал приобретение несвойственных товаров для госслужащих.

«В данный момент Управление внутренних дел города Туркестана хочет закупить массажные кресла на сумму 422 тысячи тенге. Зачем массажные кресла по такой большой цене?! Мы недоумеваем. Я считаю, что подобный мониторинг на ранней стадии позволяет выявлять и информировать организаторов закупок, что как минимум их закупка выглядит не очень красиво», – говорит эксперт.

По его словам, организаторы закупок грешат тем, что объявляют конкурс с низкой ценой и большим объемом работы, чтобы не было желающих поучаствовать в тендере.

«Все смотрят: большой объем и нереальная цена, это невозможно исполнить, но приходит один поставщик и заключает договор, и затем с помощью 10 дополнительных соглашений эта сумма без увеличения объема повышается до более чем пяти миллиардов тенге. И это явление очень распространенно», – говорит Рахим Ошакбаев.

Таких договоров, по его данным, только за первое полугодие прошлого года было порядка девяти тысяч!

Для минимизации коррупционных рисков он предлагает применить аналитическую систему «Око», которая известна всем правоохранителям. Она позволяет проанализировать информацию с портала, а затем экспертная группа на выходе изучает информацию и определяет, есть ли риски или нет. «Соответственно, мы будет делать превентивные письма, или «письма счастья». Условно, если мы видим, что объявляется конкурс на кресла стоимостью полмиллиона, ничто не мешает нам отправить письмо организатору конкурса с указанием на то, что, возможно, это нерелевантный конкурс. Одновременно эти письма идут в заинтересованные госорганы, в частности в агентство», – говорит Рахим Ошакбаев.

При этом он подчеркнул, что никто не делает никаких правовых выводов, никто не заменяет собой какие-то госорганы. Общественность проводит мониторинг и делает предположение, выдвигает гипотезу по той или иной госзакупке, что здесь есть риск правонарушения или, возможно, есть риск ограничения конкуренции. Далее организатор закупок сам принимает решение.

Глава офиса программы ОБСЕ в Астане Дьердь Сабо отметил, что победить коррупцию можно путем укрепления гражданского общества.

«Силу общества нужно использовать, это будет полезно для всех», – считает зарубежный эксперт.

Айгуль Тулекбаева

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK