Заложники коронавируса на границе

Виктория Вольская Виктория Вольская
2609

Из-за новых правил по документам на границе живут в машинах граждане Кыргызстана и Узбекистана.

Заложники коронавируса на границе Фото: Рафхат Халелов

Несколько десятков фур встали намертво на нейтральной полосе между Западно-Казахстанской и Оренбургской областями на международной трассе Самара – Шымкент. Они следовали из России и далее по плану – транзитом через Казахстан, но проехать через казахстанскую границу не получилось, передает корреспондент inbusiness.kz.

Ежедневно пост "Сырым" на казахстанско-российской границе проезжают около тысячи грузовых транспортных средств – пятьсот из Казахстана в Россию и пятьсот в обратном направлении. Об этом проинформировали акима Западно-Казахстанской области Гали Искалиева на посту сотрудники погранслужбы.

К слову, со стороны России пост "Маштаково" находится на территории Оренбургской области, хотя направление этой трассы – на Самару.

На момент визита акима и журналистов с девяти часов утра до 16 часов из России в Казахстан проследовало 188 грузовых фур, проинформировали акима. Озвучить эти цифры журналистам сотрудники погранслужбы РК по непонятным причинам категорически отказались.

Карантинный контроль

Всех въезжающих в Казахстан из стран, определенных в связи с ЧП в категории 1 "а" и 1 "Б", проверяют санврачи на постах. Если водители прибудут из стран категории 1 "а", их не пропустят через границу, заверили эпидемиологи. Но въезжающих из стран категории 1 "б" на казахстанско-российской границе на территории ЗКО еще не было.

Приехавшие из стран категории 1 "б" должны пройти карантин по прибытии на место, отметили они.

"Если у проходящих и проезжающих через погранпост выявляют повышенную температуру, из ближайшего поселка вызываем медиков и отправляем заболевших в больницу, фельдшерский пункт. Открыт временный санитарно-карантинный пункт на две койки, – рассказал руководитель департамента качества и безопасности товаров и услуг ЗКО Мухамгали Арыспаев. – В основном грузоперевозчики из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. Они все транзитники из шенгенской зоны, поэтому под категорию 1 "а" не подпадают".

Всего за 19 марта через казахстанско-российскую границу на территорию Казахстана проехало 29 человек из стран категории 1 "б". Двое пересекли границу с температурой, их положили во временный изолятор, вызвали скорую. Врачи диагностировали ОРВИ, на проверку на тест-систему никого не отправляли.

На 21 марта 2020 года в ЗКО на мониторинге находятся 101 человек. Из них прибывшие из стран по категории 1 "а" – 15 человек, по категории 1 "б" – 28, по категории 2 – 58 человек.

Заложники поневоле

Группа водителей вместе с большегрузами буквально застряла на нейтральной полосе между казахстанским и российским погранпостами. Увидев официальную делегацию, водители обратились к акиму ЗКО с просьбой разрешить ситуацию.

Водители, граждане Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, не могут выехать с нейтральной полосы ни в Казахстан, ни в Россию. Свободное перемещение между странами ЕАЭС по внутренним документам поставило им подножку – большинство водителей не взяли с собой в командировку международные паспорта.

"Проблему надо решить, куда нам выезжать. Документы все есть, кроме заграничных паспортов. Когда мы выезжали из своей страны, чрезвычайное положение не объявляли еще. Если бы знали, дома бы сидели", – говорят водители.

Некоторые из них выезжали с грузами и за товаром в Россию, другие – в страны дальнего зарубежья.

"Я выехал из Варшавы (Польша) 15 марта и проехал через Беларусь и Россию со своим грузом – лампочками. Сейчас направляюсь в город Наманган (Узбекистан). Заехал на нейтральную полосу между Россией и Казахстаном в ночь с 17 на 18 марта. Дальше меня не пустили. На казахстанском погранпосту выдали акт о том, что меня не пропускают на территорию РК, я вернулся на российский пост "Маштаково". А там сказали: "Вы гражданин Узбекистана, должны проходить карантин на территории своей страны" – и не впустили на российскую территорию", – рассказал водитель Музафар Рахимов.

Водитель из Узбекистана едет в родной город Чирчик. "Сплю в машине, туалет только на второй день узнал, где находится, он разбит и загажен. Деньги с собой есть, но покушать здесь купить негде", – посетовал Музафар Рахимов.

Другой водитель большегруза – из Кыргызстана – заехал в Москву 9 марта, а выехал оттуда на родину 17 марта, рассчитывая на транзит через Казахстан.

"Я не знал о том, что Казахстан закрыл границы для въезда иностранцам. Еду с грузом энергетическим. Три дня стою на нейтральной границе. Выехать не могу из-за отсутствия международного паспорта", – говорит гражданин Кыргызстана Двумар Лоха.

Пограничники поясняют водителям (с их слов), что не могут пропустить без международного паспорта, так как в личном документе нигде не отмечено, из какой страны и когда они выехали.

Еще одна причина, по которой не пропустили некоторых водителей, – перечень продуктов, запрещенных к ввозу в Казахстан в условиях ЧП. Но водителей с жалобами на эту причину журналисты не увидели. Возможно, потому что к делегации с акимом подошла только часть застрявших на нейтральной полосе водителей.

У казахстанских водителей, которые следуют с разрешенным в условиях ЧП грузом в Россию, таких проблем нет.

"Я подъехал к погранпосту, стою часа четыре, в новых условиях это не так долго. Еду с грузом строительных материалов в Санкт-Петербург, – говорит уральский водитель Булат Муканов. – Международный паспорт с собой взял".

Виктория Вольская, Уральск

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться