Заоблачные цены и другие земные проблемы казахстанских аэропортов

507

Улыбающиеся в 32 зуба пограничники-полиглоты, дешевые бутерброды и прочие атрибуты соответствия международным стандартам в скором будущем обещают власти страны

Заоблачные цены и другие земные проблемы казахстанских аэропортов

Улыбающиеся в 32 зуба пограничники-полиглоты, дешевые бутерброды и прочие атрибуты соответствия международным стандартам в скором будущем обещают власти страны.  

Обещания были даны в ходе конференции по упрощению процедур обслуживания пассажиров в аэропортах Казахстана, организованной Международной ассоциацией воздушного транспорта ИАТА. Эксперты и чиновники открыто признали: нынешнее положение дел в наших аэропортах просто швах.

Так, начальник управления туризма Алматы Тимур Дуйсенгалиев назвал поведение отдельных работников аэропорта южной столицы неадекватным.  

- Каждый пятый турист, прибывающий в Казахстан, прилетает в Алматы. На долю мегаполиса приходится 50 процентов доходов, которые республика получает от туризма. То, что руководству города удалось добиться того, чтобы Нацбанк и другие крупные финансовые институты не переезжали в Астану, говорит о том, что будет двуполярность, что Алматы сохранит статус финансового, культурного, образовательного и бизнес-центра. Однако, когда люди прилетают в наш город после длительной дороги, в аэропорту их встречают неприветливые лица пограничников. Это одна история. В то же время другие сотрудники аэропорта, особенно в ночное время, когда прилетают зарубежные гости, ведут себя, мягко говоря, не совсем адекватно, – отметил Дуйсенгалиев.

Серьезные нарекания вызывает и языковая подготовка работников воздушной гавани. На фоне роста количества международных рейсов уровень владения английским языком оставляет желать лучшего. Еще одна проблема – скорость прохождения пассажирами таможенных и пограничных процедур.

- Существует международный стандарт: время ожидания для пассажиров – не более 15 минут по прилету и не более 10 – при вылете с учетом очередей. Время обслуживания при прилете – до 45минут, при вылете – до 60 минут. Но служба, которая занимается выгрузкой багажа в аэропорту Алматы, зачастую этот срок не выдерживает, – констатировал глава управления туризма.  

Этот вопрос связан и с другой проблемой – вместимостью аэропорта, которая не позволяет в полной мере обеспечить полноценный сервис пассажирам.

- Если в зале международных вылетов алматинского аэропорта скапливаются пассажиры двух рейсов, то здесь становится нечем дышать. Возникают проблемы с задержками рейсов, нервозностью персонала и все это в итоге приводит к неудовлетворенности пассажиров, посещающих наш город. Не решен пока и вопрос организации комфортных мест для маломобильных групп населения, – посетовал Тимур Дуйсенгалиев.

Вкупе с отсутствием оборудованных камер хранения, «таксистским террором», который отмечает каждый второй иностранец, отсутствием шаттл-басов картина получается весьма удручающая. А в свете предстоящей Универсиады, когда ожидается увеличение пассажиропотока до 12% при ежегодном показателе роста в 1-2%, впору хвататься за голову. Решить эти проблемы должен комплексный план акимата Алматы и руководства аэропорта.

Положительным моментом можно было бы считать открытие информационных киосков в аэропорту, призванных консультировать гостей южной столицы по всем вопросам, связанным со сферой услуг. Однако и здесь имеются проблемы.

- Сотрудники данного информационного центра – молодые люди, только окончившие институт. Соответственно, у них недостаточный практический опыт, низкие зарплаты и такая же мотивация. Вместе с бизнесом, на основе государственно-частного партнерства, мы намерены привлекать на эти позиции людей более грамотных, профессиональных, – сказал Дуйсенгалиев. 

Отдельно глава туристического управления остановился на теме высоких цен в торговых точках аэропорта.

- Мировая практика предусматривает, что воздушными гаванями владеет одно юрлицо, которое само распределяет свои площади, соответственно, там есть конкурентная среда и работают ценовые предложения. Алматинский же аэропорт поделен на несколько владельцев, и регулировать цены в точках общепита руководство аэропорта не вправе. Этот вопрос поставлен перед акиматом, руководством страны и, думаю, в ближайшее время какие-то подвижки должны произойти, – сообщил Тимур Дуйсенгалиев. – Кстати, недавно была дискуссия с участием общественника Дениса Кривошеева, который предложил поставить вендинговые аппараты, где можно купить бургер или напиток по нормальным ценам. И такое оборудование уже начали устанавливать.

О земных проблемах воздушных гаваней страны открыто говорил и глава Комитета гражданской авиации Бекен Сейдахметов.

- Инфраструктура большинства наших аэропортов не соответствует международным стандартам, это в первую очередь аэровокзалы. Из 18 аэровокзалов только 9 прошли реконструкцию. До конца года завершится реконструкция аэровокзала Тараза, рассматривается вопрос строительства нового терминала в Кызылорде в рамках государственно-частного партнерства. В рамках подготовки к ЕХРО начаты работы по реконструкции пассажирского терминала в Астане, – рассказал глава КГА.

Расширение существующего терминала столичного аэропорта позволит увеличить пропускную способность с 750 до 1750 пассажиров в час, или до 7 млн пассажиров в год. Также, по информации Сейдахметова, запланировано расширение площади терминала до 40 тысяч квадратных метров.

Что касается сервисных услуг аэропорта, то руководитель КГА подчеркнул, что соответствующие службы должны вести учет критики в свой адрес и постоянно повышать культуру поведения сотрудников.

- Понятно, что у сотрудников разный уровень образования, они из разных социальных слоев. Но нужно внедрять единую систему качества сервиса и культуры обслуживания пассажиров, – считает Бекен Сейдахметов. – На имидж аэропорта также оказывают влияние неподконтрольные ему таможенные, пограничные посты и другие организации. У них разное понимание качества сервиса, поэтому нужна общая согласованная политика работы с пассажирами.

Так что вскоре, надо полагать, казахстанским и зарубежным пассажирам

не придется возмущаться по поводу разноголосицы в отечественных аэропортах, как известному общественнику и блогеру Галыму Байтуку.

- Полнейший беспорядок! О каком развитии мы говорим, если в одном аэропорту не надо снимать ремень и обувь, а в другом – обязательно? Я не против, но приучите нас к единым правилам в конце концов. В алматинском аэропорту пришлось снимать обувь и ремень, а утром в Астане ничего подобного не было. В одной стране живем или нет?! – негодовал блогер в Facebook.

Только цифры

По информации КГА, ежегодно динамика роста пассажиропотока в стране составляет 11%. В прошлом году было перевезено 5,5 млн пассажиров, за первое полугодие текущего – 2,6 млн человек. Перевозки выполнены по 87 международным маршрутам, из них в страны СНГ – 52, Европейского союза – 9, Юго-Восточной Азии – 11 маршрутов, Ближнего Востока – 15. Ежедневно осуществляется 65 международных рейсов. В текущем году открыто 7 новых маршрутов, планируется расширение сети. К действующим рейсам из Астаны в 7 из 12 международных финансовых центров до 2019 года добавится еще 5 направлений – Дубай, Гонконг, Сингапур, Нью-Йорк.

Доля казахстанских компаний на рынке международных авиаперевозок в стране составляет 51%. Внутренние полеты осуществляют 6 казахстанских компаний по 42 маршрутам, это более 500 рейсов в неделю. Между Астаной и Алматы в неделю фиксируется 110 рейсов. На компанию «Air Astana» приходится 65% доли внутреннего рынка, «SCAT» – 18, «Bek Air» – 16%.  

 

Адель Нуреева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться