Запас прочности Национального фонда Казахстана составляет шесть-восемь лет. Такое мнение прозвучало сегодня в ходе онлайн-конференции "Бюджет Казахстана: как повысить его прозрачность, открытость и сбалансированность", организованной центром прикладных исследований TALAP.
Открывая дискуссию, директор центра Рахим Ошакбаев отметил, что сейчас подходящее время для обсуждения бюджета, когда казахстанская бюджетная система находится под большим стрессом в связи с падением цен на нефть.
Как отметила глава центра исследований "Сандж" Жанар Джандосова, пандемия обнажила ряд проблем, в частности отсутствие связи между освоением бюджета и его результатами. В качестве примера была приведена неготовность медицинского персонала к экстренным ситуациям. Также, по ее мнению, в условиях ЧС стали актуальными вопросы, какой части населения необходима помощь государства, достаточно ли средств Нацфонда. В то же время, по словам эксперта, индекс открытости бюджета в Казахстане составляет 58%. Так, в мировом рейтинге за 2019 год наша страна заняла 37-е место из 117 государств со второй степенью риска, что означает предоставление ограниченной информации. Как отметила директор центра, показатель прозрачности 61% и выше указывает на то, что страна публикует достаточно содержательных общественных материалов по бюджету. В данном индексе из стран СНГ Казахстан уступает России, Грузии и Кыргызстану.
Вице-министр финансов Руслан Енсебаев, выступая с презентацией на тему цифровизации бюджетного процесса, подчеркнул, что действующая процедура планирования и исполнения бюджета включает в себя стратегическое планирование, формирование бюджета, процедуру госзакупок, исполнение, отчетность, аудит. При этом, по его словам, данные этапы имеют разный уровень автоматизации, к примеру, если госзакупки полностью автоматизированы, то по бюджетному планированию только сейчас проводится активная работа по цифровизации. По данным минфина, в течение следующего планируется зациклить весь сквозной процесс управления бюджета и оцифровать. В части бюджетной заявки в настоящее время это бумажные талмуды, с подтверждающими и проектными документами, коммерческими предложениями, продолжил он, бумажный процесс занимает много времени, поэтому сложно в имеющиеся рамки включить полноценное обсуждение с общественностью. В этой связи, как полагают в минфине, после завершения автоматизации сократится время, которое можно будет использовать для более качественной проработки с гражданским обществом.
Также в рамках онлайн-обсуждения Рахим Ошакбаев презентовал запуск портала открытого бюджета OpenBudget.kz. Основная миссия ресурса – дать возможность пользователям получить информацию на макроуровне о состоянии государственных финансов: доходах, расходах, долге, структуре поступлений и расходов Нацфонда и т. д.
Как рассказал аналитик TALAP Аскар Кысыков, проведено исследование, в котором эксперты пытались оценить устойчивость казахстанской бюджетной системы в условиях низкой цены на нефть. Аналитик напомнил, что цены на нефть за первые три месяца этого года упали с $60 до $20 за баррель. Соответственно, в связи с кризисом правительство РК уточнило бюджетные параметры. В частности, ожидается снижение ненефтяных налоговых поступлений в размере 1 трлн тенге в год, рассказал Аскар Кысыков, если при 55 долларах за баррель поступления оценивались на уровне 10,1 трлн тенге, то при более низкой цене поступления составят 9,1 трлн тенге.
Как показало исследование, произойдет снижение экспортной таможенной пошлины на 700 млрд тенге, выпадающие расходы покроют за счет увеличения трансферта из Нацфонда на 2 трлн тенге, на 1 трлн тенге увеличен дефицит бюджета. По оценке экспертов TALAP, сумма выпадающих доходов бюджета может быть существенно выше, практически 600 млрд тенге может не собрать бюджет в части плана по налогам.
Также, по прогнозным оценкам аналитиков центра, при текущих ценах на нефть в 20-30 долларов устойчивость бюджетной системы высока, по консервативным оценкам, средств Нацфонда хватит на шесть лет. В целом запас прочности Нацфонда составляет шесть-восемь лет для обеспечения уровня существующих расходов, но без наращивания различных инициатив, резюмировал Аскар Кысыков.
В свою очередь внештатный советник президента страны Олжас Худайбергенов отметил, если оценивать степень открытости бюджета в РК по 10-балльной шкале, то, по его мнению, можно поставить оценку в восемь-девять баллов. Если же говорить непосредственно о процедурах, то нет сильных улучшений. Причиной служит высокая забюрократизированность бюджетных процессов, возможно сокращение количества процедур в три-четыре раза, считает экономист. По словам эксперта, в государстве присутствует атмосфера недоверия к чиновникам, особенно политического уровня. Если говорить о бюджете, ориентированном на результат, продолжил он, в большинстве развитых стран присутствуют механизмы, которые выражают доверие государства к назначаемым чиновникам. Казахстанский вариант борьбы с коррупцией, когда идет наращивание согласования процедур, – это не самый верный путь, констатировал экономист.
Майра Медеубаева