В середине октября inbusiness.kz сообщил о закрытии сделки по продаже 100% акций золотодобывающего предприятия RG Gold, которому принадлежат права недропользования на месторождение Райгородок в Акмолинской области, китайской компании Zijin Gold International. Она входит в Zijin Mining Group и в конце сентября провела первичное публичное размещение акций (IPO) в Гонконге, собрав у инвесторов около 3,9 млрд долларов.
Глава Zijin Eurasia Mining Ляо Цзяньшэн принял участие в Kazakhstan Day, впервые организованном казахстанской геологической группой Aurora на горнопромышленной выставке China Mining в городе Тяньцзинь 23 октября. В кулуарах мероприятия корреспондент издания переговорил с топ-менеджером Zijin Gold International о перспективах работы китайской компании на одном из крупнейших золотых месторождений Казахстана.
– Г-н Цзяньшэн, в конце июня сообщалось, что за RG Gold будет заплачено 1,2 млрд долларов, но там был определенный долг у Райгородка. Какой сложилась итоговая сумма выплаты – 1 млрд долларов или больше?
– Сумма сделки составляет 1,2 млрд долларов США, и корректированная окончательная сумма была 1,008 млрд долларов США. Мы уже совершили оплату в середине октября. По плану мы будем расширять наши капиталовложения в вашей стране. Мы будем строить новую фабрику, стоимость строительства будет где-то 500 млн долларов США. Объем переработки руды будет около шести или восьми миллионов тонн в год. Будем создавать больше тысячи новых рабочих мест.
– Вы будете технологии полностью менять на Райгородке?
– В принципе на сегодняшний день ЗИФ (золотоизвлекательная фабрика. – Прим.) – фабрика хорошая. И у них управление тоже неплохое. Я заметил, что местные работники – они высококвалифицированные. Поэтому мы будем смотреть в эти месяцы, будем изучать. Конечно, у Zijin есть свои лучшие технологии, мы их будем добавлять.
Еще насчет управления – у нас есть свой опыт. Но это на основе мирного перехода от старого хозяина к нам – новому хозяину. Потому что мирный переход влияет на обе стороны, он очень важен, особенно для наших сотрудников.
Тоже, пользуясь случаем, я хотел бы местным сотрудникам сказать: вам не нужно волноваться. Корпорация Zijin имеет бизнес в других 17 странах. У нас есть наш опыт. Я всегда так говорю: совместное предприятие или местное месторождение – это общий хлеб. И ваш хлеб, и наш хлеб. Поэтому мы должны так сделать, чтобы этот хлеб стал побольше и более вкусным.
– Сколько китайцев будет работать на месторождении?
– Мы будем строго соблюдать квоту по вашему закону. Пока мы посмотрим. Конечно, мы во время переговоров с вашим премьер-министром, вашим акимом и министром промышленности уже так просили, особенно в период реконструкции – нам нужно приглашать побольше китайских специалистов. Это только в период технической реконструкции. Для управляющих мало будет. Чисто и строго будем соблюдать закон вашей страны.
Насчет местных рабочих – мы их будем использовать прежде всего. Потому что всегда так считаю, что местная сила – это основная сила.
– За сколько лет вы планируете отработать Райгородок – 10-16 лет? Вот Вы говорите, увеличите производство до 6-8 млн тонн руды в год. Раньше там фабрика работала с мощностью более 5 млн тонн, если правильно запомнил.
– Да, у нас есть лицензия на добычу, она, по-моему, работает до 2035 года, а потом мы будем продлевать. Это действительно тоже зависит от уровня технологии.
– Вы открытым способом будете Райгородок дорабатывать или на подземный перейдете?
– Это будет открытым. У нас тоже есть большой опыт в производстве в шахтах. Но Райгородок – это открытого типа месторождение.
– Какова сейчас извлекаемость на обогатительной фабрике Райгородка и какие потери обычно бывают на ней при получении концентрата?
– У них процент освоения тоже хороший. Честно говоря, управление хорошее и технология неплохая. Поэтому мы будем изучать. Наши специалисты на месте уже работают, и мы обещали правительству, что в конце этого года мы представим наше ТЭО на рассмотрение вашего правительства. Самое главное, чтобы ваше правительство побыстрее утвердило его.
– Сколько там тонн золота осталось? Я думал, раньше там фактически извлекаемых только 50 тонн, но потом называлась цифра в 87 тонн. По ресурсам по стандарту JORC сколько там реально может быть – 200 тонн? Учитывая, что цена на золото очень сильно выросла – более 4 тыс. долларов за унцию в последнее время держалась.
– Когда мы говорим, какой запас в этом месторождении, это уже зависит от уровня освоения, я имею в виду горной технологии. Корпорация Zijin является одной из самых передовых горнодобывающих компаний в мире. У нас есть свои передовые технологии, по которым мы стараемся более 90% из руды освоить золота. Поэтому по уровню нашей технологии, может быть, ресурсы этого месторождения даже больше 200 тонн.
– Как мне сказали, за Райгородок была большая конкуренция со стороны крупного казахстанского золотодобытчика Solidcore Resources и турецкой компании TÜMAD Madencilik, также рассматривались арабские инвесторы. Вы выиграли, предложив большую цену?
– Насчет этого – этого действительно долгая история. Может быть, речь уже идет о секрете там, поэтому я не буду высказывать конкретно, какую цену мы предлагали. Короче говоря, мы уже стали новым хозяином этого золотого месторождения. Мы стараемся, чтобы сделать это месторождение самым передовым, самым лучшим "зеленым" золотым месторождением в Казахстане.
– По НДПИ на золото, который вырастет в 2026 году из-за увеличения цен выше 3-4 тыс. долларов за унцию, он высокий в нашей стране по сравнению с другими юрисдикциями, где работает Zijin – Таджикистане, Кыргызстане, Гане, к примеру? Как Вам в целом налоговая нагрузка в Казахстане?
– В каждой стране есть своя специфика. Я так думаю, что уровень налогообложения в вашей стране идет к лучшему. Но здесь есть "но" – насколько я знаю, по роялти (здесь имеется в виду НДПИ. – Прим.) мы должны платить в зависимости от уровня геологоразведочного результата. В принципе, в международной практике правительства должны получать налоги в зависимости от двух вариантов: первый, от среднего содержания, которое мы уже добывали, или по объему продажи. Это же основа налогообложения, это международная практика. Поэтому мы много раз уже предлагали наши предложения, чтобы правительство Казахстана совершило реформу в этом секторе.
Но можно так сказать, что у вас инвестиционный климат хороший. Именно из-за этого за последние годы мы в Zijin работали с вами, и наконец-то у нас есть такое месторождение. На его основе мы с уверенностью сможем расширять сотрудничество с Казахстаном.
– Новые какие-то месторождения будете покупать?
– Сейчас мы при помощи нашего посольства и компании Kazakh Invest изучаем новые предложения. Я уверен, что результат будет.
– Добываемое золото вы будете Нацбанку продавать или в Китай отправлять напрямую?
– В принципе, во-первых, мы будем соблюдать ваш закон. Если ваш закон требует, чтобы в первую очередь продавать Национальному банку или вашему минфину – мы будем им продавать. В остальном, если законом разрешается, мы можем продавать на международном рынке, не только обратно в Китай.
– У RG Gold было несколько лицензий на разведку в Акмолинской области. В ходе сделки вы их получили или нет?
– Насчет лицензий – на самом деле есть два варианта. Есть лицензия на дальнейшее расширение геологоразведочных работ. Я думаю, на это у нас уже лицензия есть – это уже в рамках нашей лицензии. А если нет лицензии, тогда мы должны получить дополнительную лицензию. На сегодняшний день, я думаю, мы имеем право совершить геологоразведочные работы на территории в рамках сегодняшней лицензии.
– В Акмолинской области были небольшие золотые месторождения, вы будете их докупать, чтобы у вас был хаб?
– Пока мы изучаем другие предложения. В принципе, мы обращаем внимание на месторождения с большим запасом. Я знаю, что в Акмолинской области у них тоже ресурсы металлов. Мы уже провели там беседу с акимом, с губернатором, переговоры сейчас идут. Если условия подходящие, мы можем покупать и так далее. Самое главное, мы должны изучать раньше всего.
– Дополнительные инвестиции в геологоразведку в Казахстане вы будете вкладывать?
– Конечно.
– Сколько примерно, 50-100 млн долларов?
– Пока я не могу сказать. Корпорация Zijin считается одной из самых сильных компаний в Китае, даже в мире, которая тоже сильна в геологоразведочной работе.
Справочно: Zijin Mining Group – транснациональный горнометаллургический конгломерат, основанный в 1993 году. Занимает 6-е место среди горнодобывающих компаний в мире по добыче металлов, 1-е место среди китайских золотодобывающих компаний. Акции компании котируются на фондовых биржах Гонконга и Шанхая.
По данным за 2024 год, компания владеет общими доказанными, контролируемыми и предполагаемыми ресурсами в размере 110 млн тонн меди, почти 4 тыс. тонн золота, 13 млн тонн цинка и свинца, 32 тыс. тонн серебра и 17,9 млн тонн лития.
В первом полугодии 2025 года Zijin произвела 570 тыс. тонн меди, 1,3 млн унций или 41 тонну золота и 200 тыс. тонн цинка и свинца.
Выручка компании за первую половину 2025 года составила 23,4 млрд долларов, а чистая прибыль за этот период превысила 3 млрд долларов. В Zijin работает свыше 55 тыс. сотрудников по всему миру.
В июне 2025 года китайская компания Zijin Mining и казахстанская компания RG Gold заключили соглашение о покупке 100% акций золоторудного месторождения Райгородок в Акмолинской области. Райгородок является одним из крупнейших действующих месторождений золота в Казахстане.