DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 313,48 Brent 36,55
Заплати и «лети»

Заплати и «лети»

Систему платного проезда на новых автобанах Астана-Темиртау, Алматы-Капшагай запустят в ноябре.

16 Февраль 2017 13:25 11222

Заплати и «лети»

Автор:

Жанболат Мамышев

«К 2020 году планируется поэтапное внедрение системы взимания платы на 6 тыс. км автодорог республиканского значения, что позволит ежегодно собирать порядка 30 млрд тенге. В том числе в 2017 году будет введено 700 км платных автомобильных дорог. В текущем году предусмотрено устройство системы взимания платы на участках Астана - Темиртау, Алматы - Капшагай и на участке Алматы - Хоргос», - сказал вице-министр по инвестициям и развитию РК Роман Скляр на брифинге в четверг.

Как уточнили в пресс-службе МИРа, устройство системы взимания платы на участке Алматы - Капшагай планируется за счет республиканского бюджета, на участке Алматы - Хоргос - за счет займа Всемирного банка.

«Запуск системы в тестовом режиме планируется в ноябре 2017 года», - говорится в распространенном в ходе брифинга сообщении.

Что касается тарифа, то пока он планируется на одном уровне с действующей единственной в Казахстане платной автодорогой Астана - Щучинск, где стоимость проезда составляет 1 тенге за 1 км для легковых автомобилей и выше для автобусов и грузовиков, в зависимости от грузоподъемности и вместимости.

«С 2013 года у нас функционирует единственный платный участок Астана -Щучинск протяженностью 213 км, и тариф, утвержденный там, составляет 1 тенге за 1 км проезда для легкового автомобиля. Для новых автомобильных участков мы не планируем поднимать плату выше этой пока», - сказал г-н Скляр.

Вице-министр отметил, что особое значение будет уделяться качественной инфраструктуре по оказанию услуг пользователям автодорог. В настоящее время вдоль автодорог республиканского значения действует свыше 2 тыс. разрозненных объектов дорожного сервиса, которые в основном расположены вблизи крупных населенных пунктов, из них только пятая часть отвечает принятым в 2015 году национальным стандартам.

По его словам, в настоящее время АО «Даму» предоставляет займы на организацию объектов придорожного сервиса, в том числе в районе автокоридора Западная Европа - Западный Китай, и бизнес активно интересуется открывающимися возможностями.

«Наши бизнесмены активно данный рынок осваивают. Конечно, это не может быть реализовано в течение 1-2 лет. Все-таки существенные затраты необходимо понести, но данная сфера развивается… У нас достаточно автомобильных заправок, но недостаточно кемпингов, недостаточно стоянок», - сказал г-н Скляр.

Через каждые 50 км автокоридора построены парковки для отдыха, где и могут разместиться объекты бизнеса.

«Инженерную инфраструктуру к ним проводят местные исполнительные органы по программе «Дорожная карта бизнеса - 2020», поэтому данные работы продолжаются, но здесь все зависит от активности бизнеса. Мы рассчитываем, что в течение 2-3 лет в основном объекты сервиса на Западная Европа - Западный Китай у нас уже будут готовы», - сказал Роман Скляр.

В рамках реализации госпрограммы «Нұрлы жол» в 2017 году работы будут вестись на 4,4 тыс. км дорог с задействованием 100 тыс. рабочих. До конца года в эксплуатацию будет введено более 600 км дорог. В частности, будет полностью завершено строительство автодороги Бейнеу - Актау (230 км) и Алматы - Талдыкорган (24 км в 2017 году), также отдельных участков на автодорогах Астана - Павлодар (232 км), Уральск - Каменка (50 км), Актобе -Атырау (26 км) и обход перевала Кордай (40 км).

Также будут продолжены работы на 7 переходящих проектах (Астана - Караганда, Центр - Восток, Бейнеу - Актау, Центр - Запад, Капшагай - Талдыкорган, Астана - Петропавловск и Уральск - Каменка).

За счет бюджетных средств начнется реализация 8 новых проектов общей протяженностью свыше 1 тыс. км: Бейнеу - Акжигит, Костанай - Денисовка, Щучинск - Зеренда, Осиновский перевал, Таскескен - Бахты, Ушарал - Достык, Юго-Запад обход Астаны, Калбатау - Майкапшагай.

В настоящее время 34% местной сети автодорог находятся в неудовлетворительном состоянии (Западно-Казахстанская область - 72%, Актюбинская - 52, Атырауская - 51, Северо-Казахстанская - 45%). В среднем в год ремонтируется около 2 тыс. км местных автодорог, что в три раза меньше, чем в республиканской сети. В этой связи, считает вице-министр, акимам необходимо усилить работу по улучшению состояния автодорог областного и районного значения в своих регионах.

Жанболат Мамышев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

«Экономика простых вещей» просит госгарантии

Потенциальные участники программы поддержки товаропроизводителей рискуют не освоить дешевые деньги ввиду закредитованности.  

05 Март 2019 15:25 5114

«Экономика простых вещей» просит госгарантии

Потенциальные участники льготного кредитования отраслей «экономики простых вещей» закредитованы, и ввиду уже имеющейся задолженности не могут привлечь средства по данной программе. Об этом на заседании правительства во вторник, 5 марта, сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр.

Товаропроизводители, на которых рассчитано льготное кредитование отраслей, по причине уже имеющейся закредитованности и отсутствия залогового обеспечения не имеют доступа к программе «Экономика простых вещей». В этой связи Министерство индустрии и инфраструктурного развития совместно с НПП «Атамекен» выработали пакет предложений.

«Первое. Наряду с субсидированием проектов предусмотреть инструмент гарантирования кредитов в рамках механизма финансирования. По информации «Даму» (за весь период реализации программы ДКБ-2020) 80% проектов, получивших субсидии, были прогарантированы со стороны государства. Причиной этому является перекредитованность бизнеса и отсутствие необходимой залоговой базы», – сообщил Роман Скляр.

Второй пункт инициативы – увеличение действующего порога гарантирования в рамках «ДКБ-2020» с 20% до 50% по проектам, стоимостью не превышающим 1,8 млрд тенге в сфере «обработки». При этом собственное участие бизнеса должно составлять не менее половины стоимости проекта.

Также предлагается предоставить возможность финансирования оборотного капитала до 50% от размера кредита. Так как, по данным НПП «Атамекен», основная проблема предприятий обрабатывающей промышленности состоит в нехватке оборотных средств. В результате средняя загрузка предприятий в переработке сегодня не превышает 50%.

Кроме того, предлагается запретить использование выделяемых оборотных средств для проведения расчетов по налоговым и иным обязательным платежам, оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов, займов или договоров лизинга и иных целей, не связанных с осуществлением основной производственной деятельности.

Стоит напомнить, программа льготного кредитования бизнеса начала работу в начале февраля. На сегодня в ней участвуют пять банков второго уровня, в которые поступило более 30 заявок на общую сумму 35 млрд тенге.

На кредитование казахстанских товаропроизводителей планируется направить 600 млрд тенге, 400 млрд тенге из них планируется влить в сектор обработки, 200 млрд тенге – в агропромышленный комплекс. По условиям программы ставка кредитования для бизнеса составляет 8%, максимальный срок кредитования установлен в пределах семи лет. При этом порога на сумму привлекаемых ресурсов не предполагается.

«Мы сегодня в рамках программы верхний порог убрали. Есть проекты до 10 миллиардов тенге, есть проекты свыше 10 миллиардов тенге. Почему идет такая ранжировка? По крупным проектам, превышающим по стоимости 10 миллиардов тенге, чтобы не было региональных коллизий, предлагается проводить экспертизу в МИИР. И ограничений сумм по ним не предполагается», – сообщил inbusiness.kz заместитель председателя АО «Казахстанский  институт развития индустрии»  Чингиз Ахметов.

По его словам, сегодня агентами программы кредитования бизнеса выступают:  банк «ЦентрКредит», АТФ Банк, «Нурбанк», Евразийский банк, Bank RBK. Всего желание подключиться к проекту изъявили восемь БВУ.

«Все крупные банки, у которых филиальная сеть в этой программе, могут участвовать. Я думаю, перечень банков будет расширяться, потому что на самом деле те условия, которые в рамках программы предоставляются, они льготные как для предпринимателей, так и для самих БВУ», – заключил зампред АО «КИРИ».  

Карина Алимова

Экономика Казахстана продолжает оставаться энергозатратной

Глава кабмина требует от Министерства по инвестициям и развитию ускорить процесс внедрения энергоэффективных технологий.

19 Ноябрь 2018 16:30 3968

Экономика Казахстана продолжает оставаться энергозатратной

Показатель энергосбережения в республике оставляет желать лучшего. Согласно обзору Международного энергетического агентства по уровню энергоёмкости, из 143 стран Казахстан занимает 119 место. При этом энергопотребление ВВП Казахстана в сравнении со среднемировым показателем выше в два раза, со странами ОЭСР – в четыре раза, среди стран СНГ республика занимает пятое место.

Необходимо выработать чёткие алгоритмы по повышению уровня энергосбережения в Казахстане, поручил Министерству по инвестициям и развитию (МИР) премьер-министр Бакытжан Сагинтаев на заседании правительства в понедельник, 19 ноября.

«МИР не выработал алгоритмы по снижению энергопотребления на каждую единицу продукции. Имеются только общие данные снижения отраслей в промышленности в целом. Если посмотреть реестр энергетики, то 61 процент потребителей – это юрлица, а 37 процентов - это квазигоссектор. Это большой объём. Компании, которые находятся в АО «Самрук-Казына», должны наладить работу. Поручаю МИРу принять меры по усовершенствованию требований энергоэффективности предприятий с выработкой чётких алгоритмов снижения энергопотребления», » распорядился глава кабмина.  

Расторопнее в этом вопросе следует быть и акимам, заявил премьер-министр. Местным властям нужно активнее работать с инвесторами и энергоёмкими предприятиями. Плюс ко всему Сагинтаев указал на слабую работу по запуску проектов в сфере энергоэффективности по механизму государственно-частного партнёрства (ГЧП). В этом направлении работа ведётся лишь в Павлодарской, Атырауской и Кызылординской областях. 

«Отделы энергосбережения есть только в Костанайской, Павлодарской областях. В остальных регионах работа не ведётся. Есть изменения или нет, контролировать это некому. Я прошу обратить внимание на это направление работы», – подытожил глава правительства.

Министр по инвестициям и развитию РК отметил, что отрасль энергосбережения хоть и медленно, но развивается. Для ускорения темпов внедрения технологий энергоэффективности требуется законодательное совершенствование. С этой целью ведомство разработало пакет поправок, предусматривающий изменение действующих механизмов энергосбережения, подходов к регулированию частного и государственного секторов, а также разработку стимулирующих мер энергосбережения.

В настоящий момент итог работы профильного ведомства – карта энергоэффективности с 68 проектами общей стоимостью 15 млрд тенге. 12 из них реализуются через механизмы энергосервисных договоров (ЭСКО) и ГЧП.

«Ежегодная экономия составляет 3,5 миллиарда тенге, в том числе по 12 проектам – 660 миллионов тенге. 76 проектов карты на сумму 72 миллиарда тенге находятся в разработке, то есть по ним ведётся поиск инвесторов», – доложил министр.

Для поддержки реализации энергосервисных проектов совместно с программой развития ООН и фондом «Даму» оказывается финподдержка в виде субсидирования и гарантирования проектов на общую сумму 3 млн долларов. На сегодня данные инструменты применяются в 28 проектах.   

В рамках международного сотрудничества совместно со Всемирным банком реализуется проект на сумму 21,7 млн долларов «Повышение энергоэффективности в Казахстане». Деньги выделены на грантовой основе.

«В рамках проекта отобрано 85 государственных и социально-значимых объектов (школы, больницы, детские сады), где проводятся работы по модернизации. По итогам проекта будут улучшены условия работы и обучения более 50 тысяч человек, а государство будет ежегодно экономить топливно-энергетические ресурсы и бюджет в пределах 500 тысяч долларов», – резюмировал Женис Касымбек.

Кроме того, реализуется два проекта на общую сумму 10 млн долларов с программой развития ООН «Устойчивые города для низкоуглеродного развития» и «Стандарты, сертификация и маркировка энергоэффективности электрических бытовых приборов и оборудования в Казахстане».

Также глава министерства призвал акиматы усилить работу по внедрению технологий энергосбережения.

«Министерство просит поручить всем регионам усилить работу по энергосбережению, в том числе по реализации проектов государственно-частного партнёрства и пропаганде энергосбережения», – обратился министр.

По его словам, ведомство ежегодно проводит оценку деятельности местных исполнительных органов в области энергосбережения по таким критериям, как: выполнение индикаторов и задач, мониторинг государственных учреждений, проведение энергоаудита в бюджетных организациях, приборизация, переход на эффективные источники освещения.

«10 регионов, включая город Астану, имеют среднюю оценку, низкая оценка получена пятью регионами, включая город Алматы», – сообщил Женис Касымбек.

Он уточнил, что в пяти регионах ситуация не радужная из-за низкого процента проведения термомодернизации государственных учреждений, непроведения энергоаудита, низкой доли модернизированного уличного освещения.

«Высокую оценку деятельности получила Павлодарская область, которая, в свою очередь, имеет с 2013 года отдел энергосбережения, из четырёх проектов государственно-частного партнёрства два реализуются в Павлодарской области. Это проекты по модернизации уличного освещения в городах Павлодаре и Экибастузе», – отметил глава МИРа.

Также по одному проекту государственно-частного партнёрства реализуется в Атырауской области. В частности, это проект по модернизации уличного освещения города Атырау, и в Кызылординской области – модернизация котельной средней школы.

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: