В очередном выпуске "Время говорить" на Atameken Business обсудили нюансы законопроекта о банкротстве физических лиц, который прошел два чтения в мажилисе и должен заработать уже с января 2023 года, передает inbusiness.kz. Депутат мажилиса Дания Еспаева обратила внимание на то, что данный документ предусматривает не только процедуру банкротства физических лиц, но и восстановление платежеспособности. На сегодня, по данным парламентария, свыше 7,5 млн человек имеют кредиты на 13 трлн 700 млрд тенге. Из них 1 млн 200 тыс. не могут обслужить свои кредиты.
Дания Еспаева, депутат мажилиса парламента РК:
– Давайте начнем с сути закона, кто подпадает под него. Потенциально вот эти вот граждане порядка одного миллиона двухсот тысяч населения, которые имеют просрочку, они, в принципе, потенциально подпадают под процедуру банкротства.
Данил Москаленко:
– Это будет не автоматически, это будет по заявлению. Давайте сразу проясним.
Дания Еспаева, депутат мажилиса парламента РК:
– Конечно. Во-первых, это будет по заявлению самого должника. Только его желание. Это, наверное, самая главная фишка, что только если сам должник решит подать себя на банкротство, только он имеет на это право. И кредиторы – банки, налоговые службы, коммунальные – на него, как на банкрота, подать не могут. Предусмотрено два вида процедуры – это внесудебная и судебная. Внесудебная, чтобы проще народу было понять, это когда должник не обращается в суд, а через процедуру подачи заявления на электронный портал правительства для граждан предоставляет документы. Это облегченная форма прохождения процедуры банкротства.
"Эта форма процедуры рассчитана на тех, кто имеет долги только лишь перед финансовыми организациями: МФО, банки и коллекторские компании. При этом сам долг не должен превышать 1600 МРП, около 5 млн тенге, а просрочка по выплате долга – 12 месяцев. У должника также не должно быть имущества", – пояснила Дания Еспаева.
Данил Москаленко:
– Как Вы оцениваете тот вариант проекта, который получился сейчас у нас? Некоторые эксперты утверждали, что этот закон могут использовать как уклонение от своих обязательств.
Андрей Чеботарев, финансовый аналитик:
– Да, риск-менеджмент у нас улучшится, выдавать кредиты у нас станут меньше, но у каждой палки есть два конца. Те самые ставки риска, которые будут закладывать на невозврат кредитов из-за банкротства, лягут на добросовестных заемщиков, которые платят. Так как ставки риска вырастут. Это первое. Второе, к сожалению, вода всегда найдет путь. Люди, которые хотят получить кредиты, будут вынуждены обращаться в МФО, если будут им отказывать в банках, либо еще хуже, они пойдут на черный рынок к ростовщикам, где нет никаких законов, где никто их не защитит. Поэтому здесь надо быть осторожным, чтобы не перегнуть так, чтобы люди не шли к черным ростовщикам.
"Для тех, кто может, но не хочет платить, сперва нужно было ввести всеобщее декларирование доходов", – считает Чеботарев.
Тогда ответственные органы видели бы, кто сколько получает и может ли обслуживать долг.
Андрей Чеботарев, финансовый аналитик:
– Я думаю, такие (кто не хочет платить долг. – Ред.) будут, но, во-первых, они столкнутся с достаточно сложной процедурой банкротства, она не быстрая, не простая. Почему-то я вот общался с людьми, так вот они считают, что это будет как взять кредит в онлайн-банке. То есть ты заходишь на Egov, делаешь пару кликов, и все – ты банкрот, никому ничего не должен. И можешь так же жить, как раньше. Вот я думаю, что, когда они поймут, что в реальности это совсем не так, они не захотят обманывать
Данил Москаленко:
– Я знаю, что введена ответственность за лжебанкротство.
Дания Еспаева, депутат мажилиса парламента РК:
– Понимаю опасения Андрея Чеботарева. Конечно, среди наших граждан найдутся люди, которые будут пользоваться лазейкой. Но для этого предусмотрены определенные меры. Во-первых, даже при внесудебной процедуре уполномоченный орган, это министерство финансов, в обязательном порядке будет проверять все источники его доходов и обязательно проверит наличие имущества. Даже если говорить, что преднамеренно продадут имущество, соответственно, чтобы пройти по этой процедуре. Это не случится почему, потому что все сделки, совершенные за три года до получения кредита, то есть до подачи заявления о получении банкротства, и уже после того, когда его объявят банкротом, в течение трех лет будет мониториться финансовое состояние этого клиента
Что касается запрета на выезд из страны, то он будет накладываться только на период самой процедуры. Это шесть месяцев. И данное ограничение будет распространяться на тех, кто будет проходить банкротство через суд. Категория же должников, которая пойдет по внесудебной процедуре, а таких, по мнению Дании Еспаевой, будет большинство, под ограничение не попадает.
"Запрет на выезд для них мы убрали", – отметила мажилисвумен.
Полную версию программы "Время говорить" можно посмотреть по ссылке