Запрет на выкладку табачных изделий: в чем недоработки принятых мер

7292

Опыт других стран показывает, что рост подпольных продаж после введения запрета увеличился с 9% до 25%.

Запрет на выкладку табачных изделий: в чем недоработки принятых мер

Запрет на открытую выкладку табачных изделий в розничных точках может стать одним из факторов роста серого рынка и распространения контрафактной продукции. Продавцам станет проще продавать нелегальный товар из-под прилавка, сообщает Inbusiness.kz.

Запрет открытой выкладки сигарет в Казахстане вступил в силу 1 июля 2021 года. За нарушение принятой меры владельцам торговых точек грозят штрафы от 180 тысяч до 1 миллиона тенге. Ограничения коснулись и табака для кальяна, кальянных смесей, систем для нагрева табака, а также электронных систем потребления и жидкостей для них.

За первое нарушение принятой меры Кодексом РК об административных правонарушениях предусмотрены штрафы:

  • для физических лиц – 15 МРП;
  • субъектов малого предпринимательства – 30 МРП;
  • субъектов среднего предпринимательства – 50 МРП;
  • субъектов крупного предпринимательства – 70 МРП.

Юрист Алексей Сон считает принятую меру недоработанной. Опыт других стран показал, что после запрета на открытую демонстрацию табачных изделий рост подпольных продаж увеличился с 9% до 25%.

"Все мы знаем о высоком уровне коррупции в Казахстане, который на фоне низких заработков и роста бедности населения влечет рост контрабанды табачных изделий. На рынке мы без проблем найдем табачные изделия без акцизных марок либо с акцизными марками соседних стран. В основном это контрабанда из Кыргызстана и Таджикистана. Дальнейшее запланированное повышение стоимости акцизов и другие меры, направленные на пополнение государственной казны, эту проблему не искоренят", – поясняет он.

Алексей Сон отмечает, административная ответственность в случае нарушения запрета не учитывает важные моменты. Например, наличие человеческого фактора, когда продавец не успел либо забыл закрыть полку с табачными изделиями. Многое будет зависеть от того, кто и как будет оценивать нарушение.

"Рассмотрение дел этой категории возложено на местные исполнительные органы либо суд. Но по причине нехватки кадров либо их недостаточной квалификации не каждый представитель местного исполнительного органа при рассмотрении административного дела учитывает процессуальные и материальные нормы о языке производства, сроках, предоставления защитника и т. д., не говоря уже о правильной фиксации правонарушения", – говорит собеседник.

Еще одна причина, почему Алексей Сон считает принятую меру недоработанной: при ее введении правительство учло пандемию, но не последствия от нее. По словам юриста, поставка оборудования из других стран была заторможена. По этой причине табачные компании не смогли обеспечить все торговые точки полками с крышками. В этом случае было бы логичным продлить сроки введения запрета, что позволило бы не привлекать некоторых продавцов к административной ответственности. Для избежания штрафов некоторые предприниматели начали использовать шторы и картон, чтобы спрятать за них сигареты.

Сама покупка сигарет теперь выглядит странно. Сначала покупатель должен ознакомиться с перечнем табачной продукции, после чего может попросить продемонстрировать ее. Для этого продавцу нужно открыть полку, вытащить пачку сигарет, закрыть полку и дождаться решения покупателя. Другим клиентам в этот момент остается только наблюдать за процессом.

"На мой взгляд, эта норма противоречит сама себе, если следовать логике законодателей – цель закрытых полок заключается в том, чтобы уберечь покупателей от импульсных покупок табачных изделий, но теперь для отдельного покупателя нужна целая демонстрация, которая может побудить на импульсную покупку другого покупателя", – сказал юрист.

И последняя причина – общественники, выступающие против табачных изделий. По их словам, мера позволит снизить импульсные покупки табачных изделий до 80% и благодаря шторкам у людей сложится неприятное представление о продукции.

"Здесь следует помнить о правиле, что запретный плод сладок. При импульсной покупке покупатель принимает решение непосредственно в точке продажи, но среди моих знакомых нет ни одного, который, увидев пачку сигарет в магазине, стал курить после этого. Снижение объема продаж благодаря шторкам – довод довольно сомнительный, потому что нет соответствующих опубликованных и общедоступных исследований. Снижение объемов продаж, по официальным сведениям, не может свидетельствовать о том, что люди стали курить меньше, а указывает на то, что контрабанда окупается быстрее и объемы сигарет, которые ввозятся на территорию Казахстана, растут", – отметил он.

По мнению председателя правления ОЮЛ "Ассоциация "Лига потребителей Казахстана" Светланы Романовской, принятая мера приведет к тому, что рынок подделок будет расти и государство недополучит акцизов. Доля серого рынка в Казахстане на сегодняшний день составляет 1,2%. До 2025 года он вырастет на 20%, и тогда бюджет недополучит больше 20 млрд тенге.

"На мой взгляд, принятая мера не выход из сложившейся ситуации. Я думаю, что меры должны быть более глубокими и продуманными", – отмечает Светлана Романовская.

По ее словам, в Казахстане больше 25 тыс. магазинов у дома. Специальное оборудование для выкладки сигарет стоит 500 тыс. тенге. Затраты предпринимателей на покупки этого оборудования лягут на плечи потребителей.

"Возможно, предпринимателям нужно давать дотации на специализированное оборудование, процентные кредиты. Необходимо продумать этот момент. Ведь все то, что происходит с предпринимателем, бременем ложится на потребителя. Они ниоткуда деньги взять не смогут. Если эти деньги у них заберут, значит, они должны будут повысить цены, для того чтобы их вернуть, либо торговать менее качественным и более дешевым товаром", – объясняет собеседница.

Она отмечает, что введенный запрет, помимо прочего, нарушает право потребителя прежде всего на получение информации об ассортименте и товаре. Но выход есть. Светлана Романовская видит его в создании специализированных магазинов или маленьких бутиков, куда не будет доступа несовершеннолетним.

"На мой взгляд, надо оставлять право продажи сигарет в магазинах в определенных условиях. Человек имеет право на получение достоверной информации на основании закона о защите прав потребителей. Прежде чем войти в специализированный магазин, необходимо будет предоставить удостоверение, подтверждающее возраст покупателя, что он старше 21 года. Если это большие супермаркеты, то там тоже сделать бутик, к которому доступ будет только совершеннолетним людям, которые имеют право посмотреть ассортимент и все остальное", – отмечает специалист.

Заместитель по наркологической службе Центра психического здоровья Гульмира Абдыбаева считает, что пока рано делать выводы о том, поможет ли введенный запрет снизить уровень курения в стране и улучшить здоровье граждан.

"Люди начинают курить не из-за того, что видят сигареты на прилавке, а чаще всего из-за своего окружения. Первое знакомство с табаком в основном происходит в кругу друзей, на улице. А те, кто уже курил, в любом случае так и будут продолжать покупать сигареты. Людей, которые увидели сигареты на витрине и после этого стали курить, считанное количество. К тому же, когда доступ запрещен, люди хотят купить этого побольше. Запастись. Когда запрета нет, человек не будет бояться, что товар закончится, и купит ровно столько, сколько ему нужно в данный момент", – говорит специалист.

Как отмечает Гульмира Абдыбаева, пропаганда вреда табакокурения и здорового образа жизни принесла бы больше пользы, чем введенный запрет, который чаще всего действует в обратную сторону.

Мария Галушко


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться