Запрет на ввоз в страну мяса птицы из Курской, Пензенской и Самарской областей России, введенный на днях Министерством сельского хозяйства Казахстана из-за зарегистрированного там птичьего гриппа, не повлияет на казахстанский рынок. Такое мнение abctv.kz высказали опрошенные специалисты в сфере птицеводства. Напомним, 21 июня в список запрещенных для ввоза в Казахстан попала продукция 36 российских птицефабрик.
"Закрыты всего лишь три региона Российской Федерации, остальная часть открыта. Цена на птицеводческую продукцию в летний период имеет тенденцию к снижению, думаю, что роста не будет", – написал abctv.kz глава Союза птицеводов Руслан Шарипов.
По его информации, из трех закрытых российских регионов племенное инкубационное яйцо и суточный молодняк отечественные птицефабрики не завозят. Однако проблемы могут возникнуть, если заболевание птичьим гриппом примет массовый характер, подчеркивает руководитель отраслевой ассоциации. Ранее он рассказывал СМИ, что 60-70% казахстанских птицефабрик зависят в финале (окончательный гибрид из нескольких линий разных пород кур. – Ред.) и родителях от Свердловского племенного птицеводческого репродуктора.
Вице-президент Международной программы развития птицеводства (IPDP) Альберт Давлеев также полагает, что эффект от запрета на ценообразование птичьего мяса внутри Казахстана будет минимальным.
"Заметного повышения цены не ожидается, поскольку ограничен ввоз только от одного значимого поставщика мяса птицы в Казахстан из опубликованного списка – Васильевской птицефабрики группы "Черкизово". Продукция других предприятий на казахском рынке практически не встречается", – указал он в письменном комментарии abctv.kz.
Согласно сведениям Давлеева, родительское поголовье "Васильевки" снабжало инкубационным яйцом в основном предприятия своей материнской компании. Поэтому сильного влияния на общую ситуацию на рынке племенной продукции эта дочка "Черкизово" не оказывала.
"Впрочем, если группе придется закупать яйцо у других поставщиков на период карантинных мероприятий, то это может вызвать весьма незначительное удорожание продукции, не более чем на пять процентов, в связи с достаточно высоким уровнем насыщения российского птицеводческого сектора. Подобный рост на финальную себестоимость конечной продукции влияния не оказывает, поскольку другие факторы – обменный курс валют, стоимость импортируемых компонентов корма или ветпрепаратов и тому подобные факторы имеют гораздо более высокий вес", – констатировал он.
Большее влияние на себестоимость производства птичьего мяса в России и Казахстане сейчас вызывает увеличение мировых цен на соевый шрот.
"Удорожание соевого шрота, важного компонента кормового рациона птицы, импортируемого из Бразилии, Аргентины, Парагвая и Уругвая, сегодня является самой важной причиной роста себестоимости готовой продукции, что заставляет поднимать отпускные цены не только в Казахстане и России, но и в других странах, зависящих от импорта латиноамериканского шрота", – пояснил Давлеев в ответе на запрос.
В АО Aitas KZ, которое занимается реализацией мясной продукции АО "Усть-Каменогорская птицефабрика", поднимать цены не собираются.
"Если говорить о нашей компании, то в розничной торговле мы специализируемся на охлажденной продукции и в связи с короткими сроками годности не конкурируем с импортом, поэтому ценообразование в прямую в данном сегменте не зависит от перечисленных факторов. Косвенные факторы всегда имеют отложенный эффект. В настоящее время компания не планирует поднимать цены. В связи с временным отсутствием птицы у посредников они вынуждены покупать птицу у нас по более высоким ценам", – сообщила по электронной почте руководитель бизнес-направления "Дистрибуция и переработка" Aitas KZ Людмила Чубик.
По ее мнению, проблема может возникнуть у птицефабрик, которые закупают яйцо для воспроизводства стада. Говоря о тенденции удорожания соевого шрота, она отметила, что цены на корма напрямую не влияют на цену продаж.
Данияр Сериков